Home Artists Posts Import Register

Content

На одной из киевских встреч в 2019 или 2020 году (точно не помню) Виктор Галасюк (представитель Римского клуба в Украине) подарил мне украинский перевод книги экономиста Эрика Райнерта "Как богатые страны стали богатыми". Райнерт несколько раз приезжал в Киев на Международный экономический форум и давал интервью украинским СМИ.

Его книга в Украине издавалась при поддержке Римского клуба. Книга стала одним из мировых экономических бестселлеров. Она включена Всемирной ассоциацией экономистов в ТОП-50 наиболее экономически важных книг за последнее столетие.

Вот материал о Райнерте: https://ru.wikipedia.org/wiki/Райнерт,_Эрик

На украинском: https://uk.wikipedia.org/wiki/Ерік_Райнерт

Мысли Райнерта мне кажутся интересными и (как многие интересные мысли) спорными. Кому-то они могут показаться левыми, лево-либеральными. Но, возможно, мир движется именно в том направлении, которое так страстно проповедует Райнерт и Римский клуб?

Кстати, мне импонирует его подход: сочетание экономической теории, истории, политической теории и эмпирических исследований. Это хороший пример целостного подхода.

Что вы думаете по поводу его идей? Я не экономист, я выступаю здесь в роли заинтересованного читателя, который привык выстраивать свое видение и свой опыт, объединяя различные сферы знаний. И прислушиваясь к аргументам профессионалов. Возможно, профессиональный экономист найдет в аргументах Райнерта больше уязвимых мест (если брать его книгу, конечно, а не краткие интервью).

Ниже я предлагаю фрагменты из его интервью украинским СМИ в 2016-м и 2017-м годах. Над его тезисами стоит задуматься.

Кстати, из перспективы 2023 года полезно посмотреть на несколько лет назад...

Газета "День" 12.10.2015: https://day.kyiv.ua/ru/article/ekonomika/ukraina-segodnya-eto-peru-1979-go

"На Киевском международном экономическом форуме, гостем которого я был, присутствовал комиссар ЕС по вопросам расширения и европейской политики соседства. Я считаю, этот джентльмен был очень бесцеремонен в своих высказываниях относительно вас. Он всю вину возлагал на коррупцию в Украине и говорил, что если вы сможете избавиться от коррупции, все будет хорошо, и мы сможем дать вам больше денег. Не так давно я был в Республике Мозамбик. И знаете, что? Европейский посол в Мозамбике тоже говорил, что единственная проблема Мозамбика — это коррупция".

"То, что сегодня делает с Украиной МВФ, очень похоже на то, что происходило во многих странах Латинской Америки в 1980-х годах. Я много работал там, и узнаю эту навязанную точку зрения «если бы только нам удалось получить помощь из-за рубежа, мы были бы спасены». Такая мысль была и в Латинской Америке, и тоже была ошибочной. Это типично для МВФ и Мирового банка.

В 1979 году мы жили в Перу, тогда перуанская экономика обваливалась. Единственным решением, предложенным МВФ, было увеличить втрое цену на бензин. А Перу — это страна, в которой очень интенсивное транспортное движение, потому что это большая страна, существенная часть территории которой — это джунгли, побережья, острова. А инфраструктура была плохой. Вот когда они подняли цену на бензин — в условиях свободной торговли — все молоко, которое собиралось в Андах, пришлось выливать в реки, потому что дешевле было купить сухое молоко в Голландии. Таким образом, этот совет МВФ сочетания свободной торговли и поднятия цен на бензин был сплошным безумием. У нас есть эти фото, на которых фермеры выливают молоко в реку, тогда как в Лиме нельзя было купить качественного молока, потому что все оно было сделано из голландского порошка. Тогда я думал, что это одноразовая ошибка системы МВФ. Сегодня я вижу, что с 1979 года ничего не изменилось.  Им все еще сходят с рук убийства...".

"Самая сильная черта Украины — то, что у вас большой рынок. Более 40 миллионов человек — этого достаточно, чтобы создать здоровый производственный сектор.

Посмотрите, как американцы финансировали свое экономическое развитие. Они стали богатыми, потому что в конце 1900-х годов, 70% поступлений в бюджет федерального правительства составляла пошлина на зарубежные промышленные товары. Она играла очень важную двойную роль. С одной стороны, защищала внутреннюю промышленность, чтобы она могла развиваться и вступить в свободную торговлю через 30 лет. А с другой стороны, пошлина финансировала правительство. Не думаю, что сейчас такое возможно в Украине, но думаю, что вам полезно об этом подумать: «Вот как оно было раньше! Вот как важные богатые страны стали богатыми».

Именно поэтому важно понимать, что эра свободной торговли подходит к концу. Исторически эры свободной торговли были недолговременными. Англичане защищали свою промышленность 350 лет, потом был период 80 лет свободной торговли, а затем, около 1900 года — где-то в 1903 году — то, что сейчас происходит в Соединенных Штатах, произошло в Англии: англичане поняли, что свободная торговля уже не в их интересах. Поэтому они начали создавать содружество свободной торговли, когда свободная торговля велась между Англией и ее колониями, а не с остальным миром.

Важный момент: пока существует «симметричная свободная торговля» — свободная торговля между странами с приблизительно одинаковым уровнем развития — это очень хорошо. Но асимметричная торговля — если продавать сырье, а импортировать готовые товары, как это делает Украина, — очень невыгодна для страны — производителя сырья".

"Но у вас уже период деиндустриализации и увеличения бедности. Сейчас самое время спросить: «Что мы делали все эти 25 лет? Эта неолиберальная мечта была ошибочной!» К счастью, теперь американцы также говорят, что понимают, что либерализм — это зло. Если эта модель не работает даже в Соединенных Штатах, центре капитализма, как можно ожидать, что она будет работать в Украине? Это аргумент".

"Думаю, что пока вам следует сосредоточиться на внутреннем производстве, но в то же время вам нужен экспорт, чтобы иметь возможность платить за импорт. На международном рынке Украина продает пшеницу, а покупает спагетти. А цена спагетти, которые в основном из пшеницы, в сто раз выше цены пшеницы.

В XVI веке был такой известный меморандум испанского короля, в котором говорилось «мы делаем большую ошибку, продавая свое сырье и закупая готовый продукт». Он стал основой индустриализации Испании.

По моему мнению, для того, чтобы исправить состояние внешней торговли, вам следует попытаться поддержать свою внутреннюю промышленность. Чтобы сделать это, вам нужна не одна фабрика спагетти, а две, три или четыре".

"День" 15.03.2017: https://day.kyiv.ua/ru/article/ekonomika/ukraincev-khotyat-zakryt-v-derevne

"В Украине действительно, как я заметил, в информационном пространстве доминируют неолибералы, а зачастую и либертарианцы. В прошлом году у меня брали интервью двое молодых людей, которые были очень резко настроены и против государства, и против частного капитала. Тогда я сделал вывод, что, возможно, в Украине есть какой-то особый вид «либертарианства», и порожден он переходным этапом от коммунизма: когда еще ненавидят государство как репрессивный механизм, но при этом еще воспринимают людей, зарабатывающих собственным делом, как «врагов народа». Возможно, потому здесь так популярна Айн Рейнд — основательница либертарианства. Она начала движение, которое мне больше напоминает анархизм".

"В свободной торговле всегда больше заинтересован гегемон — страна с лучшим уровнем развития технологий. До 1903 года чемпионом свободной торговли была Великобритания. Когда же Германия и США стали богаче Британии, Лондон изменил свою стратегию внешнеэкономической деятельности и имел «свободную торговлю» исключительно со своими колониями.

В 2016 году позицию «гегемона» утратили уже США. Об этом свидетельствует тот факт, что в роли главного адвоката свободной торговли теперь выступает Китай.

Дональд Трамп — это катастрофа для США. Люди, которые голосовали за него, будут очень разочарованы его президентством. Но Дональд Трамп — это огромная возможность для Украины".

"Я сталкивался с китайским бизнесом в Африке — в Эритрее. Китайцы построили там огромный цементный завод. Технология и техника была немецкой, но строили завод китайцы. Я должен был посетить этот завод. Чтобы посмотреть, как работает этот бизнес в Эритрее. Так вот, когда я зашел в так называемый штаб управления цементной фабрики, где половина работников были китайцы, другая половина — эритрейцы, китайцы почему-то вышли из комнаты. Со временем я узнал, что они не хотели производить впечатление, что они руководят этим местом, и таким образом решили продемонстрировать это.

Эритрея очень маленькая страна. И встретиться с их политическим лидером не составляло больших усилий. В разговоре тет-а-тет я спросил у него: как вам вести дела с китайцами? На что тот ответил: им нужно четко дать знать, чего вы хотите и чего ни в коем случае не хотите, китайцы будут придерживаться этих договоренностей".

"В отношениях с Китаем, пожалуйста, постарайтесь быть прагматичнее, чем вы были до сих пор с ЕС. Возможно, я скажу немного грубо, но вы с ЕС вели себя очень наивно, как дети. И они этой вашей наивностью воспользовались. Чтобы это с вами больше никогда не повторились, не будьте наивными.

Но есть еще один нюанс, который следует знать о китайских инвестициях. Не нужно воспринимать Китай как суперцентрализованное государство. Это не так. Поднебесная полна разнообразных предприятий, как частных, государственных, так и муниципальных. Китай никогда не был «колоссом», как Россия. Мои друзья из Китая говорят, что культурная революция разбила этого «колосса»".

"Есть так называемая теория Уильяма Пети — английского экономиста XVII века. Он утверждал, что все экономики проходят определенный закономерный период развития. Сначала большой вес приобретает сельское хозяйство. Потом на авансцену выходит производство — индустриализация. Сейчас я бы дополнил Пети, что после индустриализации наступает то, что я называю постиндустриальным феодализмом. Трудовые союзы теряют свое влияние. За счет роботизации сокращается количество рабочих мест. И все это порождает неофеодальное общество. Я говорю о том, что уже вижу в ЕС. Мой бизнес-партнер рассказывал, что в Румынии это уже привычная практика, когда богатые люди покупают дома, в которые селят на бесплатной основе безработных в обмен на согласие этих людей работать на владельца дома, когда тому будет нужно, так же бесплатно".

"Мне кажется, что [IT] не выход для такой большой страны, как Украина. Кроме того эта ниша уже занята Индией. Большая страна. Чрезвычайно много выдающихся ІТ-специалистов — очень бедных и дешевых, кстати, что делает Индию чрезвычайно привлекательной для заказа «ІТ-сырья» — программных кодов. А с другой стороны, есть Кремниевая долина — эпицентр мирового изобретательства. И вот Украина, зажатая между Индией и Кремниевой долиной, будет обречена проиграть.

Вы должны развивать ІТ. Это безусловно. Но только ІТ не решит проблему всех 46 миллионов украинцев. Кроме того, я боюсь, что инвестиции в людей, без создания им здесь надлежащих условий для жизни приведут к миграции.

Я ехал из Карпат в Киев на автомобиле, и имел возможность разглядеть местность. У вас прекрасная земля. Но она ничто без людей. Вам нужно защищать свою территорию. И наилучшая система безопасности — это чтобы на земле жили богатые люди".

"Зеркало недели" 4.03.2017: https://zn.ua/columnists/erik-raynert-ne-delayte-to-chto-vam-govoryat-delat-amerikancy-a-delayte-to-chto-amerikancy-delali-sami-241166_.html

"Так называемая "классическая" экономическая теория представляет интересы богатых стран и, собственно, создается ими. Теория Давида Рикардо 1817 г. о выгодности торговли между странами была создана на основе бартера рабочих часов, т.е. речь не об обмене товарами, а рабочими часами. Американцы не "купились" на эту теорию. Они заявили, что любой продукт из Англии годится только для экспорта, поэтому Англия как самая индустриальная страна (на тот момент) создала ее для своей собственной выгоды. Мол, индустриальная Англия будет производить промышленные товары, а все остальные страны - сырье. Фактически американцы сказали, что это блеф, абсолютно не подходящая для них теория".

"Интересно, что в 1900-е гг. англичане (потеряв промышленное первенство) сами стали сомневаться в своей теории. Они признали, что она больше не может быть применима по отношению к Великобритании, поскольку Германия и США стали гегемонами. Примечательно и то, что в наше время само понятие свободной торговли пострадало как от "левых, так и от "правых", т.к. и Берни Сандерс, и Дональд Трамп атаковали это понятие "свободная торговля", считая, что оно более не применимо. Процесс повторной индустриализации невероятно важен сейчас для Украины, именно поэтому Д.Трамп - это хорошая возможность для вас. Ведь он разбивает лицемерие, происходящее в Европе, и его понятие о свободной торговле могут помочь Украине развиваться. Индустриализация для Украины более необходима, чем для США, поэтому факт президентства Трампа для США - новость плохая, а для Украины - наоборот".

"Я сам наблюдал примитивизацию в Аргентине. Раньше у них были и легковые автомобили, и грузовики, но затем они стали ездить на лошадях и мулах. За 90-е гг., после потери страной промышленности, зарплата там упала на 40%. Кстати, Аргентина, как и Украина, очень плодородна".

Files

Comments

Irina Zuevic

В Перу субвенционировали до этого цены на бензин? Если в стране хорошие специалисты и можно производить недорого и хорошего качества, то да. Если закрыться, то производство дорогое. Но Украина хочет интегрироваться в ЕС и может мучные изделия производить. От ИТ он и не предлагает отказываться. Автаркия дорого. Многия страны, которые пытались стали банкротами. Такая независимость хороша, на мой, взглял, если страна боится санкций. Кстати, в Северной Кореи - авторкия, как и все изолированые страны. В Израиле многое производится, но там дорого, они всё больше хотят открыть рынок для товаров из заграницы. В Китая была авторкия 1644-1839, но они не развивались в это время, технологически они не развивались, в мире не хватало серебра, чтоб закупаться у Китая - шёлк, фарфор, чай. Но нашёлся ключик через опиум. А технологически Китай проиграл в войне с Англией.

Yehor Konoval

https://www.facebook.com/sergey.fursa Фраза «санкции не работают» практически повторяет идею «чем вам помог тот МВФ» И не только потому, что оба тезиса продвигаются российской пропагандой Но и по сути. МВФ приходит и спасает в страну в момент кризиса. Не допуская коллапса. Коллапса экономики, который люди так и не увидели. Но они заметили, что не стали вдруг Швейцарией. МВФ доктор, который лечит вас от ожирения, но не делает Брэдом Питтом. А вариант «что было бы без лечения» никто не рассматривает. И пример Венесуэллы, которая делала все наоборот и летела в пропасть, или Ливана, где гениальным решением стало оглашения дефолта, слишком далек. В итоге «зачем нам МВФ». С санкциями тоже самое. Да, они не развалили Россию, как и не сделало сотрудничество с МВФ из Украины Швейцарию. Да, ожидания от санкций было больше, но в России оказались умные люди (еще остались) и они, о чудо, решили сопротивляться кризису, а не сложили руки. Но кто то хотел бы представить, какие возможности по ведению войны были бы у России, если бы они были не под санкциями? Если бы дефицит бюджета не съедал их экономику. Если бы сотрудничество с Россией не было рискованным делом? Если бы они могли тратить на войну в разы больше денег? Если бы им на это могли дать в долг? Если бы их экономика росла, а не падала, газ бы шел по Северному потоку 2, а не по украинской трубе, а импорт технологий оставался на прежнем уровне? Санкции работают. Как и работает программа МВФ. Просто надо понимать, с чем сравниваем и что было бы без санкций. И да, чудес не случается. К сожалению.