Home Artists Posts Import Register

Content

В последние две недели одной из главных тем мировой геополитики была «китайская повестка». В Китай совершили паломничество европейские (и не только европейские) чиновники высшего ранга. Эти китайские путешествия вызвали у наблюдателей и аналитиков множество вопросов и недоумений.

Накануне этих визитов, 30 марта, Урсула фон дер Ляйен, выступила с программной речью в Mercator Institute for China Studies и в European Policy Centre.

Ссылки на институты:

https://en.wikipedia.org/wiki/Mercator_Institute_for_China_Studies

https://de.wikipedia.org/wiki/European_Policy_Centre

Текст выступления Урсулы фон дер Ляйен в Брюсселе: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/speech_23_2063

Вот главные тезисы ее выступления. Вначале она произнесла несколько комплиментарных фраз в адрес двух влиятельных think tank’ов Европы. Они служат задаче «более глубокого понимания мира каким он есть в реальности» (a deeper understanding of theworld as it really is) и поэтому являются «важнейшей частью демократии». То есть, демократия - это практика аналитичности и критического мышления. Хорошо, Урсула…

Цель визита высокопоставленной европейской чиновницы: «обсудить политику Европы в отношении с Китаем».

Затем она дает краткое описание вклада Китая в мировую цивилизацию (неплохо поработали брюссельские спичрайтеры):

·  Китайские философы (именно так и сказала!! – А.Б.) сформировали культуру и общество в большей части современного мира.

·  Лао-Цзы был великим учителем жизни в гармонии с природой.

·  Конфуций дал миру учение об этических ценностях.

·  Четыре великих изобретения Китая (компас, порох, бумага, книгопечатание) стали факторами цивилизационной революции (revolutionised world civilization).

·  За последние 50 лет Китай стал второй экономикой мира.

·  Китай – крупнейший кредитор развивающихся стран.

·  Амбиции Китая – мировое лидерство.

Последний тезис фон дер Ляйен подкрепила цитатой из выступления Си в октябре 2022 года на съезде КПК: к 2049 году Китай должен стать мировым лидером, «объединяя национальную мощь с международным влиянием».

После этого хвалебного гимна Китаю, докладчица делает резкий поворот, с помощью акцентированного «но»: мы должны теперь рассмотреть, что стоит за этим возвращением Китая к роли мирового лидера.

Мы наблюдаем ужесточение (hardening) стратегической позиции Китая, его действия становятся все более напористыми (assertive actions). Си укрепляет свою «безграничную дружбу» с Путиным. Тем самым он не способствует установлению справедливого мира (который предполагает осуждение российской агрессии и требование выведения российских войск с территории Украины).

Далее, речь обретает угрожающий тон: дружба Китая и России должна стать определяющим фактором отношения ЕС к Китаю в ближайшем будущем.

Далее следует список китайских грехов:

·  Китай стал угрозой для стабильности в Восточно-Азиатском регионе (особенно для Тайваня).

·  Он систематически нарушает права человека.

·  Китай наращивает свой военный потенциал.

·  Китай усиливает политику дезинформации, экономического и торгового давления.

Вывод: мировое лидерство Китая – это, скорее, угроза, чем благо. И с этим что-то надо делать. Что же именно? Тут докладчица менее определенна. Она говорит, что Европе не выгодно «отделяться от Китая», что отношения с Китаем не должны быть черно-белыми.

Ключевая фраза: главная задача европейской политики по отношению к Китаю – «снижение рисков, а не разрыв отношений» (we need to focus on de-risk – not de-couple). Она еще раз повторила эту формулу: «дипломатия снижения рисков» (the de-risking through diplomacy). Обратите внимание на мастерство создания обтекаемых формул. Они удобны, потому что под них можно подвести что угодно. И затем сказать: нет, мы с вами не порываем, мы на вас не давим. Мы просто снижаем риски. О том, как Макрон будет снижать риски, – чуть ниже.

Китай – важный торговый партнер ЕС. На долю Китая приходится 9% европейского экспорта и более 20% европейского импорта товаров. Но отношения ЕС и Китая «несбалансированы» (unbalanced) и должны пройти «ребалансировку» (rebalancing). Еще раз отметим словесную эквилибристику докладчицы. Это запредельный уровень!

Важно увидеть, где главные риски в европейско-китайских отношениях. ЕС берет курс на «зеленые технологии». Но есть проблема: слишком большая зависимость от Китая. Китай поставляет ЕС 98% редкоземельных элементов (rare earth), 93% магния и 97% лития. И это только несколько примеров.

Полезная информация о редкоземельных элементах: https://ru.wikipedia.org/wiki/Редкоземельные_элементы#Нахождение_в_природе

Урсула фон дер Ляйен напоминает, что спрос на редкоземельные материалы в процессе «зеленого перехода» будет только расти. Например, к 2050 году производство аккумуляторов для электромобилей повысит спрос на литий в 17 раз. Поэтому ЕС должен диверсифицировать свои поставки.

Это вопрос технологической независимости и мощи Европы. Но далее докладчица формулирует достаточно опасный тезис: тесно связывая торговые отношения и политику, она призывает к пересмотру инвестиционной и экономической стратегии ЕС в контексте политических вызовов ближайшего будущего. Она говорит о «новой стратегии экономической безопасности» и о курсе на более тесные отношения с развивающимися странами (которые, очевидно, рассматриваются как альтернатива Китаю).

Почему этот тезис опасный? Потому что он ставит окончательный крест на идее свободного рынка и либеральной экономики. Главным фактором торговли все более будет становится политическая целесообразность. А тем самым, это еще более усилит роль государств и контролирующих органов.

В конце доклада Урсула фон дер Ляйен призывает к формированию «коллективной воли» (we need the collective will) и к противодействию политики по типу «разделяй и властвуй» (читай, - политике свободного выбора каждой из европейских стран). Собственно, докладчица призывает к жесткой унификации политики всех членов ЕС во имя неких ценностей. Которые на первый взгляд кажутся либеральными, но которые, в реальности, предполагают политическую регуляцию в главных сферах экономических отношений ЕС-Китай.

Буквально через несколько дней Макрон, посетив с государственным трехдневным визитом Китай (визит начался 4 апреля), сделал все ровно наоборот. Конечно, он призвал Си «привести Россию в чувство» и усадить ее за стол переговоров. Это был заготовленный жест для успокоения союзников (в Вашингтоне и Брюсселе). Но кроме этой приятной фразы Макрон наговорил так много неожиданного и несообразного, что аналитики и обозреватели пришли в ужас.

Не менее удивительно, что он участвовал в переговорах с Китаем совместно с Урсулой фон дер Ляйен (он прибыл в Китай 4 апреля, во вторник, а уже 5 апреля, в среду, в Китай прибыла глава еврокомиссии). Макрон рассыпался в любезностях по адресу китайских партнеров. А Урсула фон дер Ляйен сделала ряд жестких заявлений.

Си устроил Макрону торжественный прием. Он заявил, что «Пекин и Париж должны быть убежденными сторонниками многополярного мира». И что «Китай рассматривает Европу как независимого игрока в многополярном мире». Тем самым он намекнул, что видит Париж и ЕС в  целом как противовес американскому доминированию в мире.

Прием главы еврокомиссии был подчеркнуто холодным. Ее принимали без всякой помпы государственного визита. Си удостоил ее лишь кратким приветствием и рукопожатием, без тени улыбки на лице (с Макроном Си провел в общей сложности 6 часов). Китайские СМИ ее практически игнорировали, а о Макроне писали с заметной теплотой.

Конечно, Макрон произнес свои правильные заготовленные фразы о роли Китая в мирном урегулировании конфликта в Украине. На что Си ответил ему так: Китай стремится «учитывать интересы безопасности всех сторон». То есть, и РФ включительно.

Второй важной темой визита Макрона были вопросы экономики. Париж объявил о поставках Китаю 160 самолетов Airbus и 50 вертолетов. Были подписаны договоры о сотрудничестве между французскими и китайскими компаниями в сфере энергетики и в других областях.

Вышло как-то не очень складно. Макрон пригласил главу еврокомиссии совместно посетить Китай для выработки общей позиции и для того, чтобы говорить в унисон. В реальности же все лавры достались Макрону, Урсулу фон дер Ляйен практически проигнорировали, и она выговаривала свои жесткие заявления практически в пустоту. Зато Париж решил все свои экономические задачи, параллельно делая дежурные, но малоэффективные заявления.

Правда, это еще зависит от того, какую картинку нарисовать. Сегодняшний Der Spiegel(15.04, c.6) просто поет дифирамбы Урсуле фон дер Ляйен, превознося ее мудрую политику относительно Китая. Ну-ну… И, кстати, до сих пор не ясно, пойдет ли она на второй срок в качестве главы европарламента (Der Spiegel 15.04, c.32).

Но худшее в случае с прекрасным Макроном было еще впереди. Вернувшись в Париж, Макрон сделал еще более громкие заявления. Он сказал, что ЕС не имеет права втянуть себя в «чужой» конфликт (имея в виду Тайвань). Европа должна стать независимой как от Китая, так и от США (вот это «ребалансировка» отношений!). Более того, Европа не должна слепо следовать указаниям США. Ее задача – стремиться к стратегической автономии.

И если Урсула фон дер Ляйен высказала предостережение по поводу возможного «неприемлемого» китайского вторжения на Тайвань, то Макрон практически проигнорировал китайские военные маневры у берегов Тайваня.

9 апреля, в интервью Les Echos и Politico, он заявил: Париж (и ЕС в целом) не должен двигаться в фарватере американской политики в вопросах Тайваня. “The question Europeans need to answer … is it in our interest to accelerate [a crisis] on Taiwan? No. The worse thing would be to think that we Europeans must become followers on this topic and take our cue from the U.S. agenda and a Chinese overreaction”.

Если же Франция (и Европа) даст себя втянуть в «американскую повестку» (прежде всего – в конфликте вокруг Тайваня), она превратится в «вассала» США. Более сильного антиамериканского заявления от французского президента трудно было ожидать…

В №84 FAZ за 11.04 одна из ключевых статей (освящавшая китайский визит Макрона и его высказывания) вышла с заглавием «Стратегическая автономия или вассалитет» (автор – Микаэль Вигель). А в №86 FAZ за 13.04 авторская колонка (того же Микаэля Вигеля) на первой странице газеты была озаглавлена «Несвоевременный президент». В этой колонке подчеркивалось, что Си сыграл легкую партию с Макроном. Французский президент исполнял роль придворного при китайском лидере и демонстрировал готовность принять «китайский образ мышления».

В Белом доме постарались не заметить острых выпадов французского президента.

После всех приключений Макрона аналитики и пресса с напряжением ожидали визит в Китай Анналены Бербок (для нее это был первый китайский визит в карьере). Визит министра иностранных дел ФРГ начался 13 апреля с портового города Тяньцзин. Там она заявила, что Китай, пожалуй, главная сила, которая может оказать влияние на Россию. Пекин может многое сделать для того, чтобы «брутальная российская война наконец завершилась справедливым миром».

Лидеры политического Запада употребляют словосочетание «справедливый мир» для определения базового условия завершения войны: вывод российских войск с территории Украины и возвращение Украине всех захваченных территорий.

Интересно, что Бербок озвучила главные тезисы Брюссельской речи фон дер Ляйен: Европа хочет снизить риски, а не разорвать с Китаем отношения.

Накануне приезда в Тяньцин Анналены Бербок, а именно 12 апреля вечером, в Шанхай прибыл бразильский президент Лула да Силва. Его государственный визит в Китай должен продлиться с 12 по 15 апреля. Уже 14 апреля да Силва встретился в Пекине с Си Цзиньпинем. Бразильский президент стремится объединить группу стран, которые могли бы стать посредниками в окончании войны между Россией и Украиной (идея «клуба мира» или «клуба по установлению мира»). Но мирные предложения Силвы звучат не очень привлекательно для Украины и ее западных союзников: он говорит о возвращении Украине всех захваченных территорий, но считает, что Крым должен остаться за Россией.

Китай для Бразилии – важнейший торговый партнер и главный инвестор.

Мне кажется очень симптоматичным такое паломничество лидеров ведущих стран мира в Китай. Причем необычно выглядят такие «сдвоенные» визиты, которые воспринимаются на контрасте. Макрон – Урсула фон дер Ляйен, а теперь – да Силва и Бербок.

И вот уже вчера, 14-го апреля, высказывания Бербок получили жесткий отпор со стороны Пекина. Когда она заявила о том, что изменение status quo в случае Тайваня было бы для европейцев «неприемлемым» (снова выражение Урсулы фон дер Ляйен) и что Китай не соблюдает прав человека, министр иностранных дел Китая Цинь Ган (Qin Gang) ответил: относительно прав человека в мире нет никаких универсальных стандартов. У каждой страны свои культурные и исторические традиции. Но более жестким стало следующее добавление Гана: «В чем Китай нуждается меньше всего, так это в учительнице с Запада».

Примечательно, что немецкие инвестиции в китайскую экономику в прошлом году достигли рекордных 7,2 миллиардов евро. И это прежде всего такие гиганты, как VW, BMW, Daimler, BASF.

Итак, перед нами ярчайший пример европейской «большой политик». Пафосные высказывание, провозглашение самых возвышенных ценностей. Но Макрона, Шольца и Бербок сопровождает большая свита представителей бизнеса. И пафос вдруг становится дымом и на сцену выходят другие игроки и другие вопросы…

Я продолжаю следить за театром под названием «Европейские лидеры в Китае». Еще далеко не все сказано и не все карты раскрыты. Что ж, внимательно наблюдаем…

Files

Comments

Nata

"французькі пестощі", очевидно, є однією з умов того грандіозного контракту з продажу літаків та гелікоптерів, на які Макрону органічно легко було погодитися. шо там в нього з наповнюваністю бюджету? певно, на таких умовах Китай торгуватиме і з іншими. той же "рос. газ", за який хто тільки і як, не танцював.

Dr. Eleonora Shkolnik

Спасибо огромное за такой подробный анализ! Конечно, если вы читывать демографию, и прогноз о том, что к 2025 году две третих населения планеты будет жить в Азии, то неудивительны эти многочисленные визиты в Китай. Мне видится, однако, главной причиной тектонических изменений соотношения сил, катастрофические последствия 8-ми летнего правления Обамы, продолжающееся и сейчас всей его командой. Они привнесли почти религиозное стремление разрушения традиционных ценностей Америки и ослабления ее мощи, внушая чувство вины перед всем третьим миром. Так что, не смотря на серьезнейший кризис экономики и демографии Китая, Си старается успеть использовать момент и набрать союзников… Тревожная тенденция в мире только начинает разворачиваться и тем большую важность приобретает консолидация мыслящих консервативных людей!Спасибо за Вашу работу!