Дневник философа. 2.04.2023. Брак и семья: последний бастион патриархального угнетения? (Patreon)
Content
На днях увидела свет книга немецкого политолога и писательницы Эмилии Ройг (Emilia Roig) "Конец брака" (см. заставку к этому тексту). А во вчерашнем "Шпигеле" (1.04.2023) появилась статья Ройг, в которой автор сжато излагает главные идеи своей книги.
О ней: https://de.wikipedia.org/wiki/Emilia_Roig
Эмилия вышла замуж по любви, но через 10 лет развелась с мужем. К ней, во время жизни в браке пришло озарение: брак - это не про любовь, не про уникальные отношения между мужчиной и женщиной. Брак - это инфраструктура, которая нормирует любовь и влияет на нее негативным образом.
Институт брака следует патриархальной логике и маскирует патриархальное угнетение, подчинённое положение женщины. "Мы все - часть этой патриархальной системы". "Брак и интимные отношения женщины и мужчины остаются важнейшими опорами патриархального угнетения".
Ройг в своей книге требует отмены этой отжившей институции, оправдывающей неравенство и угнетенное положение женщины в обществе. За последние 50 лет, твердит она, в мире произошло много прогрессивных изменений. Но эти изменения почти не затронули институт брака, этот пережиток прошлого. "Культурный статус брака как традиции связывает сегодняшние смыслы с [отжившим] прошлым". Мы все - заложники патриархата, мы все еще несем патриархат в самих себе.
"Патриархат - это не какая-то абстрактная власть. Это конкретная власть мужчин. Общество, институции, экономика и культура еще и сегодня определяются и направляются мужчинами".
Отметим эти ключевые слова: вопросы власти, доминирования, угнетения, эксплуатации. Я в процессе чтения ждал, что появится и другое слово. И оно появилось: "колонизация" и "расизм"! "Стандарты женственности и мужественности были глубоко укоренены в господстве белых людей: настоящие женщины и настоящие мужчины были белыми".
Более того, Ройг утверждает что сама структура "бинарной гетеро-нормативной системы" навязывалась в процессе силового навязывания "цивилизаторской миссии" европейцев. Ведь, за пределами европейских стран, семейные отношения не укладывались в союз двоих, в союз мужчины и женщины.
"Бинарный порядок половых отношений (die binäre Geschlechterordnung) является глобальной системой, которая распространилась по всему миру под воздействием европейского колониализма".
Далее Ройг скорректировала свой сильный тезис, который связывал патриархат и европейский колониализм (ведь это явно противоречит фактам). Уточнение краткого характера: "Патриархат хотя и не был изобретением европейского колониализма, но именно колониализм усилил доминирующее положение мужчин".
Но если брак отменить, если эту устаревшую институцию упразднить, то что придет на смену? Тезис Ройг: "любовь не нуждается в браке". С этим, конечно, никто спорить не будет. Но не совсем логично построено рассуждение. Из того факта, что любовь не нуждается в браке, не следует, что брак должен быть отменен.
Но Ройг переходит в наступление: во многих случаях брак, напротив, ограничивает и искажает любовные чувства. Ведь брак определяет, "какие отношения важны, а какие - нет".
Когда Ройг перечисляет (через запятую) современные освободительные тренды, мы видим объемный образ левой идеологии в 21 веке: феминизм, анти-колониализм, анти-расизм, анти-капитализм, экологическое движение.
"Конец брака ознаменует глубокую смену парадигмы в социальной реальности". А вот пафосное завершение статьи: "Мы можем отвергнуть брак для того, чтобы преодолеть патриархат и для того, чтобы осуществить долгожданную революцию любви".
Так вот оно что! Нас ожидает революция любви! А я думал, что речь идет об упразднении всякой рациональности и элементарной логики... Ради революции любви можно отказаться от разума. Но не больше, чем на день-другой. Надолго ли нас хватит, когда революционеры любви поменяют мир по своему образу и подобию?