Дневник философа. 13.06.22. "Духовная война" цивилизаций и трагедия интеллектуалов (Patreon)
Content
Когда историки и публицисты будут изучать статьи, интервью, решения и поступки интеллектуалов, деятелей культуры, литераторов и "лидеров мнений" за 2022 год, они будут одновременно удивлены и озадачены. Им, этим исследователям, будет очевидно то, что сейчас не очевидно для значительной части моих современников. Что будет удивлять будущих исследователей и летописцев? Надуманные интеллектуальные построения, абсурдные каузальные связи и псевдоаналитические мудрствования.
Их будет удивлять чрезмерный стилистический и идейный пафос пишущего и говорящего сословия. Не менее удивительным будет активное использование очень старых и избитых мифологических и пропагандистки ходов. И, конечно, их удивит полное сходство со схемами информирования и "осмысления", которые были придуманы очень давно, совсем по другому поводу, хотя и в похожих контекстах.
Общество ждет от интеллектуалов мудрости и рассудительнсоти. Объективности и глубины суждений. Но пока у нас, интеллектуалов (да простят мне то, что я отношу себя к числу этой разновидности рода человеческого), не очень-то получается.
Чтобы увидеть самих себя в зеркале, полезно обратиться к истории. Совсем недавно Мачей Горный, профессор польской Академии наук написал целую книгу о "Духовной войне" 1914-1918 годов. А сегодня в FAZ вышла его статья (Frankfurter Allgemeine Zeitung, №135, с.12). https://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/krieg-der-kulturen-rassistische-manifeste-voller-luegen-18097819.html
Я дам несколько примеров из его статьи и дополню его рассуждения своими собственными примерами.
Когда 8 августа 1914 была в разгаре битва за Льеж, Анри Бергсон, светило французской философии, произнес публичную речь (Обращение к Академии моральных и политических наук). В этой речи он провозгласил войну цивилизации (Франция, Британия) против немецкого варварства. "Борьба с Германией — это борьба цивилизации с варварством. <…> Простой научный долг требует от Академии констатировать, что жестокость и цинизм Германии, ее презрение к справедливости и правде означает деградацию, возврат к состоянию дикости".
2 сентября в "Таймс" было опубликовано патриотическое стихотворение Киплинга "For All We Have And Are". Оно начиналось так:
For all we have and are,
For all our children's fate,
Stand up and take the war.
The Hun is at the gate!
Гун у ворот!
А вот отрывок изо его письма от 7.08.14: "Когда падет Льеж, немецкая армия выставит это таким жутким "примером" (чтобы парализовать всех ужасом), что заставит всех свободных мужчин Англии броситься в строй, чтобы взяться за ружье и поупражняться на немцах. Когда дело касается английского народа, политика "парализации ужасом" не работает".
Примерно в то же самое время, Герберт Уэллс объявил о приближении окончательной победы либерализма над авторитаризмом (!!!). В своей статье "Война, которая покончит с войнами" (1914), он говорит: "Каждый солдат, который сражается против Германии, участвует в крестовом походе против войны. Эта величайшая из всех войн — не какая-то очередная война, а война последняя!"
Во Франции и Британии появилось много статей и брошюр, объясняющий психические патологии немцев и объясняющие этими патологиями немецкие геополитические притязания.
В Росси, 8 октября 1914 года, Владимир Эрн произносит речь "От Канта к Круппу", в которой связывает немецкий милитаризм с философией Канта. Вот ссылка на статью: http://az.lib.ru/e/ern_w_f/text_1914_o_kanta_k_kruppu.shtml
Оцените пафос его речи (позже опубликованной в виде статьи). Вот начало: "Но вот налетает война. Под мягкой шкуркой немецкой культуры вдруг обнаружились хищные кровожадные когти. И лик "народа философов" исказился звериной жестокостью". А вот окончание: "Германское безумие проходит формы научные, методологические, философские и, наконец, срывается в милитаристическом буйстве. Величайшие счетчики мира вдруг просчитались по всем счетам и, сделав ряд "сумасшедших" дипломатических и стратегических промахов, ринулись прямо под меч карающей Немезиды. Медленно или быстро опустится этот меч, мы не беремся сказать. Во всяком случае, он уже занесен, и приход Керы, т. е. окончательной гибели, составляющей третий и последний момент трагедии, верим, не так уж далек. Будем же дружно молить великого Бога браней, ныне взявшего в крепкие руки Свои будущее всего мира и будущее народа нашего, о двух вещах:
- О том, чтобы славные войска наши своею духовною мощью и великим покровом Пречистой опрокинули и погнали перед собой бронированные немецкие рати.
- О том, чтобы катарсис европейской трагедии был пережит нами во всей глубине и чтобы мы навсегда преодолели не только периферию зверских проявлений германской культуры, но и стали бы свободны от самых глубинных ее принципов, теперь разоблачающихся для тех, кто имеет очи видеть и уши слышать". Правда, что-то напоминает?
18 сентября 1914 года в "Таймс" публикуется призыв британских академиков и писателей осудить Германию. Немецкой культуре приписывается внутренняя жестокость и агрессивность. Как вы понимаете, доказать эти тезисы очень легко. Как легко сегодня найти агрессию и жестокость у Пушкина, Достоевского и Толстого.
Немецкий ответ не замедлил явиться. Открытое письмо немецкий интеллектуалов и деятелей культур ("Письмо 93-х") было опубликовано 4 октября 1914 года под названием "К Культурному миру" (An Die Kulturwelt). Как это ни странно, отдельные пассажи "Письма" почти перекликаются с "аналитикой" Эрна.
Вот начало: "Мы, представители немецкой науки и искусства, заявляем перед всем культурным миром протест против лжи и клеветы, которыми наши враги стараются загрязнить правое дело Германии в навязанной ей тяжкой борьбе за существование".
"Неправда, что наше военное руководство пренебрегало законами международного права. Ему несвойственна безудержная жестокость. А между тем на востоке земля наполняется кровью женщин и детей, убиваемых русскими ордами, а на западе пули "дум-дум" разрывают грудь наших воинов. Выступать защитниками европейской цивилизации меньше всего имеют право те, которые объединились с русскими и сербами и дают всему миру позорное зрелище натравливания монголов и негров на белую расу". Заметьте, вполне в духе времени. Страшное и неслыханное дело: монголы и негры нападают на белую расу!! Это писалось с расчетом, что вызовет моментальную вспышку праведного гнева.
"Без немецкого милитаризма немецкая культура была бы давным-давно уничтожена в самом зачатке. Германский милитаризм является производным германской культуры, и он родился в стране, которая, как ни одна другая страна в мире, подвергалась в течение столетий разбойничьим набегам. Немецкое войско и немецкий народ едины. Это сознание связывает сегодня 70 миллионов немцев без различия образования, положения и партийности".
Завершение письма целиком в духе времени: "Верьте, что мы будем вести эту борьбу до конца, как культурный народ, которому завещание Гете, Бетховена, Канта так же свято, как свой очаг и свой надел". И посмотрите, кто подписал это письмо! Все эти 93 имени. Среди которых Вильгельм Вундт, Адольф фон Гарнак (светило либеральной протестанткой теологии), Макс Планк, Вильгельм Рентген и много других знаменитостей.
В ноябре Французская академия наук объявила, что все великие открытия в математике и естественных науках сделали французы и англичане. А немцам всегда недоставало творческого начала. Вы думаете, они не нашли оснований так утверждать? Невзирая на то, что на рубеже столетий немецкая наука было самой передовой и значительная часть нобелевских лауреатов были немцами? Конечно, они все обосновали! Хотя если бы они внимательно изучили имена подписантов письма "К Культурному миру", они бы нашли там много "Открывателей" с творческим началом...
Опять же, "немецким ответом Берсону" были рассуждения Вернера Зомбарда о том, что англичанам искони была свойственна торгашеская мелочность, а французам - материализм и меркантилизм. То есть, в глазах Зомбарта, разворачивающаяся война "за цивилизацию" была борьбой "истинного идеализма" немцев с меркантилизмом и мелкодушием англичан и французов. Война немцев - это война за высшее благо, за Народ и Государство.
Вот еще высказывания интеллектуалов:
Фрейд, из письма Карлу Абрахаму, 26 июля 1914 года: "Вероятно, впервые за 30 лет я чувствую себя австрийцем… Все мое либидо на службе у Австро-Венгрии".
Войну воспевает Рильке и Франц Марк. Стефан Цвейг готов идти в ополчение: "Мы знаем: в этот раз на кон поставлено все. Бог защитит Германию! <…> Не могу дождаться, когда призовут в ополчение, хоть и буду вынужден служить простым солдатом" (Из письма издателю Антону Киппенбергеру, 4 августа 1914 года).
Свой военный опыт предлагает Артур Конан Дойл. Он тоже рвется в бой. И многие другие, по всей Европе. Философы, математики, физики, химики, биологи, писатели, художники, - все они упражняются в пафосных заявления. Все они делают величественные жесты и занимают героические позы. Пока Европа не уничтожит саму себя. Проем дважды...
Теперь в Европе снова война. Война в Украине. Будут ли извлечены уроки из прошлого? Не знаю...
По крайней мере сегодня интеллектуалам следует научиться хотя бы нескольким вещам.
- Уметь различать военные преступления с одной стороны (и занимать относительно этих преступлений четкую позицию), и культуру - с другой (при этом воздерживаться от псевдо-интеллектуалистского угара и выстраивания ложных каузальных цепочек). И ни в коем случае не выводить одно из другого и не смешивать их в бездумных "теориях". - Четко отличать агрессивный милитаризм и преступления против человечества (уповая на справедливый международный суд после окончания войны) и праздные рассуждения о религии, цивилизации и судьбах мира в контексте того, что происходит на наших глазах.
- Наконец, важно удерживаться, по возможности, от надуманных эпических нарративов и ложных историософских "откровений". Духовная трезвенность никому не помешает. Особенно во время войны...
Приложения:
Стихотворение Киплинга: https://www.poetryfoundation.org/poems/57431/for-all-we-have-and-are
О Письме 93-х "К культурному миру": https://ru.wikipedia.org/wiki/Манифест_девяноста_трёх
Немецкий оригинал: https://web.archive.org/web/20100217085620/http://www.nernst.de/kulturwelt.htm
Интересная подборка "Коммерсанта" на нашу тему (кстати, замечу, что материал изобилует рядом грубых ошибок. Макс Вебер назван немецким писателем, а Герберт Уэллс зачислен в клуб немецких писателей): https://www.kommersant.ru/doc/2431993
Еще одна полезная ссылка: http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/a86/IWorldWar.pdf