Home Artists Posts Import Register

Content

Когда историки и публицисты будут изучать статьи, интервью, решения и поступки интеллектуалов, деятелей культуры, литераторов и "лидеров мнений" за 2022 год, они будут одновременно удивлены и озадачены. Им, этим исследователям, будет очевидно то, что сейчас не очевидно для значительной части моих современников. Что будет удивлять будущих исследователей и летописцев? Надуманные интеллектуальные построения, абсурдные каузальные связи и псевдоаналитические мудрствования. 

Их будет удивлять чрезмерный стилистический и идейный пафос пишущего и говорящего сословия. Не менее удивительным будет активное использование очень старых и избитых мифологических и пропагандистки ходов. И, конечно, их удивит полное сходство со схемами информирования и "осмысления", которые были придуманы очень давно, совсем по другому поводу, хотя и в похожих контекстах. 

Общество ждет от интеллектуалов мудрости и рассудительнсоти. Объективности и глубины суждений. Но пока у нас, интеллектуалов (да простят мне то, что я отношу себя к числу этой разновидности рода человеческого), не очень-то получается. 

Чтобы увидеть самих себя в зеркале, полезно обратиться к истории. Совсем недавно Мачей Горный, профессор польской Академии наук написал целую книгу о "Духовной войне" 1914-1918 годов. А сегодня в FAZ вышла его статья (Frankfurter Allgemeine Zeitung, №135, с.12). https://www.faz.net/aktuell/feuilleton/debatten/krieg-der-kulturen-rassistische-manifeste-voller-luegen-18097819.html 

Я дам несколько примеров из его статьи и дополню его рассуждения своими собственными примерами. 

Когда 8 августа 1914 была в разгаре битва за Льеж, Анри Бергсон, светило французской философии, произнес публичную речь (Обращение к Академии моральных и политических наук). В этой речи он провозгласил войну цивилизации (Франция, Британия) против немецкого варварства. "Борьба с Германией — это борьба цивилизации с варварством. <…> Простой научный долг требует от Академии констатировать, что жестокость и цинизм Германии, ее презрение к справедливости и правде означает деградацию, возврат к состоянию дикости".

2 сентября в "Таймс" было опубликовано патриотическое стихотворение Киплинга "For All We Have And Are". Оно начиналось так:

For all we have and are,

For all our children's fate,

Stand up and take the war.

The Hun is at the gate!

Гун у ворот! 

А вот отрывок изо его письма от 7.08.14: "Когда падет Льеж, немецкая армия выставит это таким жутким "примером" (чтобы парализовать всех ужасом), что заставит всех свободных мужчин Англии броситься в строй, чтобы взяться за ружье и поупражняться на немцах. Когда дело касается английского народа, политика "парализации ужасом" не работает". 

Примерно в то же самое время, Герберт Уэллс объявил о приближении окончательной победы либерализма над авторитаризмом (!!!). В своей статье "Война, которая покончит с войнами" (1914), он говорит: "Каждый солдат, который сражается против Германии, участвует в крестовом походе против войны. Эта величайшая из всех войн — не какая-то очередная война, а война последняя!"

Во Франции и Британии появилось много статей и брошюр, объясняющий психические патологии немцев и объясняющие этими патологиями немецкие геополитические притязания. 

В Росси, 8 октября 1914 года, Владимир Эрн произносит речь "От Канта к Круппу", в которой связывает немецкий милитаризм с философией Канта. Вот ссылка на статью: http://az.lib.ru/e/ern_w_f/text_1914_o_kanta_k_kruppu.shtml 

Оцените пафос его речи (позже опубликованной в виде статьи). Вот начало: "Но вот налетает война. Под мягкой шкуркой немецкой культуры вдруг обнаружились хищные кровожадные когти. И лик "народа философов" исказился звериной жестокостью". А вот окончание: "Германское безумие проходит формы научные, методологические, философские и, наконец, срывается в милитаристическом буйстве. Величайшие счетчики мира вдруг просчитались по всем счетам и, сделав ряд "сумасшедших" дипломатических и стратегических промахов, ринулись прямо под меч карающей Немезиды. Медленно или быстро опустится этот меч, мы не беремся сказать. Во всяком случае, он уже занесен, и приход Керы, т. е. окончательной гибели, составляющей третий и последний момент трагедии, верим, не так уж далек. Будем же дружно молить великого Бога браней, ныне взявшего в крепкие руки Свои будущее всего мира и будущее народа нашего, о двух вещах:


     - О том, чтобы славные войска наши своею духовною мощью и великим покровом Пречистой опрокинули и погнали перед собой бронированные немецкие рати.
     - О том, чтобы катарсис европейской трагедии был пережит нами во всей глубине и чтобы мы навсегда преодолели не только периферию зверских проявлений германской культуры, но и стали бы свободны от самых глубинных ее принципов, теперь разоблачающихся для тех, кто имеет очи видеть и уши слышать". Правда, что-то напоминает? 

18 сентября 1914 года в "Таймс" публикуется призыв британских академиков и писателей осудить Германию. Немецкой культуре приписывается внутренняя жестокость и агрессивность. Как вы понимаете, доказать эти тезисы очень легко. Как легко сегодня найти агрессию и жестокость у Пушкина, Достоевского и Толстого. 

Немецкий ответ не замедлил явиться. Открытое письмо немецкий интеллектуалов и деятелей культур ("Письмо 93-х") было опубликовано 4 октября 1914 года под названием "К Культурному миру" (An Die Kulturwelt). Как это ни странно, отдельные пассажи "Письма" почти перекликаются с "аналитикой" Эрна.

 Вот начало: "Мы, представители немецкой науки и искусства, заявляем перед всем культурным миром протест против лжи и клеветы, которыми наши враги стараются загрязнить правое дело Германии в навязанной ей тяжкой борьбе за существование". 

"Неправда, что наше военное руководство пренебрегало законами международного права. Ему несвойственна безудержная жестокость. А между тем на востоке земля наполняется кровью женщин и детей, убиваемых русскими ордами, а на западе пули "дум-дум" разрывают грудь наших воинов. Выступать защитниками европейской цивилизации меньше всего имеют право те, которые объединились с русскими и сербами и дают всему миру позорное зрелище натравливания монголов и негров на белую расу". Заметьте, вполне в духе времени. Страшное и неслыханное дело: монголы и негры нападают на белую расу!! Это писалось с расчетом, что вызовет моментальную вспышку праведного гнева. 

"Без немецкого милитаризма немецкая культура была бы давным-давно уничтожена в самом зачатке. Германский милитаризм является производным германской культуры, и он родился в стране, которая, как ни одна другая страна в мире, подвергалась в течение столетий разбойничьим набегам. Немецкое войско и немецкий народ едины. Это сознание связывает сегодня 70 миллионов немцев без различия образования, положения и партийности".

Завершение письма целиком в духе времени: "Верьте, что мы будем вести эту борьбу до конца, как культурный народ, которому завещание Гете, Бетховена, Канта так же свято, как свой очаг и свой надел". И посмотрите, кто подписал это письмо! Все эти 93 имени. Среди которых Вильгельм Вундт, Адольф фон Гарнак (светило либеральной протестанткой теологии), Макс Планк, Вильгельм Рентген и много других знаменитостей.  

В ноябре Французская академия наук объявила, что все великие открытия в математике и естественных науках сделали французы и англичане. А немцам всегда недоставало творческого начала. Вы думаете, они не нашли оснований так утверждать? Невзирая на то, что на рубеже столетий немецкая наука было самой передовой и значительная часть нобелевских лауреатов были немцами? Конечно, они все обосновали! Хотя если бы они внимательно изучили имена подписантов письма "К Культурному миру", они бы нашли там много "Открывателей" с творческим началом... 

Опять же, "немецким ответом Берсону" были рассуждения Вернера Зомбарда о том, что англичанам искони была свойственна торгашеская мелочность, а французам - материализм и меркантилизм. То есть, в глазах Зомбарта, разворачивающаяся война "за цивилизацию" была борьбой "истинного идеализма" немцев с меркантилизмом и мелкодушием англичан и французов. Война немцев - это война за высшее благо, за Народ и Государство. 

Вот еще высказывания интеллектуалов: 

Фрейд, из письма Карлу Абрахаму, 26 июля 1914 года: "Вероятно, впервые за 30 лет я чувствую себя австрийцем… Все мое либидо на службе у Австро-Венгрии".

Войну воспевает Рильке и Франц Марк. Стефан Цвейг готов идти в ополчение: "Мы знаем: в этот раз на кон поставлено все. Бог защитит Германию! <…> Не могу дождаться, когда призовут в ополчение, хоть и буду вынужден служить простым солдатом" (Из письма издателю Антону Киппенбергеру, 4 августа 1914 года). 

Свой военный опыт предлагает Артур Конан Дойл. Он тоже рвется в бой. И многие другие, по всей Европе. Философы, математики, физики, химики, биологи, писатели, художники, - все они упражняются в пафосных заявления. Все они делают величественные жесты и занимают героические позы. Пока Европа не уничтожит саму себя. Проем дважды... 

Теперь в Европе снова война. Война в Украине. Будут ли извлечены уроки из прошлого? Не знаю... 

По крайней мере сегодня интеллектуалам следует научиться хотя бы нескольким вещам.

- Уметь различать военные преступления с одной стороны (и занимать относительно этих преступлений четкую позицию), и культуру - с другой (при этом воздерживаться от псевдо-интеллектуалистского угара и выстраивания ложных каузальных цепочек).  И ни в коем случае не выводить одно из другого и не смешивать их в бездумных "теориях". - Четко отличать агрессивный милитаризм и преступления против человечества (уповая на справедливый международный суд после окончания войны) и праздные рассуждения о религии, цивилизации и судьбах мира в контексте того, что происходит на наших глазах.

- Наконец, важно удерживаться, по возможности, от надуманных эпических нарративов и ложных историософских "откровений". Духовная трезвенность никому не помешает. Особенно во время войны...

Приложения:

Стихотворение Киплинга: https://www.poetryfoundation.org/poems/57431/for-all-we-have-and-are 

О Письме 93-х "К культурному миру": https://ru.wikipedia.org/wiki/Манифест_девяноста_трёх

Немецкий оригинал: https://web.archive.org/web/20100217085620/http://www.nernst.de/kulturwelt.htm

Интересная подборка "Коммерсанта" на нашу тему (кстати, замечу, что материал изобилует рядом грубых ошибок. Макс Вебер назван немецким писателем, а Герберт Уэллс зачислен в клуб немецких писателей): https://www.kommersant.ru/doc/2431993 

Еще одна полезная ссылка: http://www.hist.msu.ru/upload/iblock/a86/IWorldWar.pdf 


Comments

Sergey MATPOC

мне кажется чувствуется сильная недосказанность. "Им, этим исследователям, будет очевидно то, что сейчас не очевидно для значительной части моих современников" По-моему интересно то что есть тезис, но он не развит никуда. Например, "неочевидность"-"очевидность" - известный факт что мы до сих пор пользуемся истинами многостолетней и тысячелетней давности в нашей жизни. Да, некоторые нюансы были пересмотрены и исправлены, но вот например вера во "всевышнего" (неважно какого). Уже он и умер (у Ницше), но все равно до сих пор живее всех живых ). Соответственно, большая часть философии, построенная на тех началах, абсолютно никуда не делась. И спорь ни спорь - все равно "последняя капля" все еще не разведана (хотя понятно что "капля" она со стороны несведущего наблюдателя, под этой "каплей" может быть целый мир, мы просто об этом не знаем еще). Т.е. знания в науке в 1 веке кому-то могут показаться архаичными и бесполезными из 21 века, однако, кто сказал что даже в 22 веке не будет ровно такой же картины про знания в 21 веке? Да и все равно наука - это такая среда, в которой "все голоса слышны". Потому что не существует ничего достоверно известного "реального", "естественного" (только относительно моделей и форм, известная проблема). И даже самая безумная теория может быть верной в случае подтверждения ее пока не обнаруженными фактами. Да что ходить вперед, даже история как наука каждый день, каждый год приносит новые открытия, переворачивающие наше представление о прошлом в конкретных регионах или о человечестве в-целом. А сколько еще будет этих переворачивающих представление открытий? Не счесть. Но хотя бы мы можем констатировать что хоть какую-то последовательность мы уже строим (например, что человечество существует не десять лет, и не сто). И, следовательно, я считаю что какие-то вещи могут стать аксиомами которые сейчас спорные (какие-то теории струн например). Но глобально - все останется по-прежнему, все равно наши знания в-основном полные и "достоверные" потому что уже основаны на прошлом опыте. Гравитация, хотя ее природа и не до конца ясна, все равно останется гравитацией.

Sergey MATPOC

у Щелина кстати вышло видео на смежную тему, что научный прогресс приводит к ресентименту ). Так что... В теории - через любое количество времени все вернется к той же ситуации что имеем сейчас, неважно на каком уровне будет научный прогресс.