Дневник философа. 4.01.22. Плутарх о политике нашего времени (Patreon)
Content
В "Жизнеописаниях" Плутарха есть фрагмент, в котором сказано все, что нужно знать о политике XXI века. Когда политические лидеры должны быть доступны, понятны народу и не претендовать на что-либо выдающееся. Иными словами, современные политики должны быть серыми, бездарными и мелкими. Или хорошо прятать свои положительные качества.
Тогда их будет терпеть народ и выбирать во власть с завидной регулярностью. Политик ни в коем случае не должен подниматься над толпой, и ни в коем случае не вызывать подозрения, что он склонен стремиться к мудрости и справедливости.
Вот этот фрагмент (об Аристиде, знаменитом афинском политике, герое греко-персидский войн и оппоненте Фемистокла):
"Прозвище Справедливого, вначале доставлявшее Аристиду любовь афинян, позже обратилось в источник ненависти к нему...
Народ, чванясь своей победой и считая себя достойным величайших почестей, с неудовольствием взирал на каждого, кого возвышала над толпою слава или громкое имя. И вот, сойдясь со всех концов страны в город, афиняне подвергли Аристида остракизму, скрывши ненависть к славе под именем страха перед тираннией. Остракизм не был наказанием за какой-нибудь низкий поступок; благопристойности ради он назывался «усмирением и обузданием гордыни и чрезмерного могущества», но по сути дела оказывался средством утишить ненависть...
Обыкновенно суд происходил так. Каждый, взяв черепок, писал на нем имя гражданина, которого считал нужным изгнать из Афин, а затем нес к определенному месту на площади, обнесенному со всех сторон оградой...
Рассказывают, что когда надписывали черепки, какой-то неграмотный, неотесанный крестьянин протянул Аристиду — первому, кто попался ему навстречу, — черепок и попросил написать имя Аристида. Тот удивился и спросил, не обидел ли его каким-нибудь образом Аристид. «Нет, — ответил крестьянин, — я даже не знаю этого человека, но мне надоело слышать на каждом шагу “Справедливый” да “Справедливый”!..» Аристид ничего не ответил, написал свое имя и вернул черепок".
Не правда ли прекрасный рассказ? И пророческий. В 1917 году один красноречивый представитель народа сказал, что "караул устал". А этот простосердечный афинский демократ просто устал. Устал слышать об авторитетах, о "великих людях", о справедливости и мудрости. Им двигали известные и понятные эмоции. И ощущение своего собственного величия. Ведь он нес черную метку великому человеку. Аристид же, по случайности или согласно божественному предопределению, еще раз подтвердил свое прозвище "справедливый". Ведь это справедливо, помочь неграмотному и необразованному согражданину. Вот Аристид и помог...