Home Artists Posts Import Register

Content

Начну с фактов. 2 января 2024 года в западных СМИ появились сообщения об отставке Клодин Гэй (Claudine Gay), президента Гарвардского университета. Клодин Гэй – первая афроамериканка и вторая женщина (the first black person, and the second woman) в 388-летней истории Гарварда, которая занимала пост президента. На этом посту 53-летняя Гэй (политолог по своей научной специализации) пробыла всего 6 месяцев.

Что стало причиной отставки? Вот как об этом пишет BBC News:

During a tense congressional hearing last month, Dr Gay said calls for the killing of Jews were abhorrent. She added, however, that it would depend on the context whether such comments would constitute a violation of Harvard's code of conduct regarding bullying and harassment.

https://www.bbc.com/news/world-us-canada-67868280

В русскоязычной версии эта фраза подана таким образом:

«Во время напряженных слушаний в Конгрессе в прошлом месяце доктор Гэй заявила, что призывы к убийству евреев отвратительны. При этом, отвечая на вопрос, будут ли такие высказывания нарушением кодекса поведения Гарварда в части недопущения буллинга и издевательств, Гэй уклончиво ответила, что это будет зависеть от контекста».

https://www.bbc.com/russian/articles/cl4ed117g82o

В своем письме, объявляющем об отставке, Гэй заявила: ей было «очень грустно», что «ее обязательства противостоять ненависти (commitments to confronting hate) и отстаивать научную точность (to upholding scholarly rigour) были подвергнуты сомнению». Последняя фраза – это реакция на обвинения в плагиате (с этим вопросом не все ясно, и утверждение зависит от принятия тех или иных критериев оценки плагиата). Гэй также сказала, что подвергалась личным угрозам и «расовой неприязни». Она считает себя жертвой компании, инициированной правыми.

Кстати, при упоминании в мейнстримных западных СМИ имя конгрессмена Элизы Стефаник (между прочим, украинская фамилия) все время подчеркивается, что она сторонница Трампа. Это должно наводить читателей СМИ на «нужный» лад.

Ранее, 10 декабря 2023 года, в отставку подала президент Пенсильванского университета Элизабет Мегилл.

На слушаниях в Конгрессе (7.12.2023), которые длились более 5 часов (!), вопросы задавали трем президентам трех университетов (кроме Элизабет Мегилл и Клодин Гэй отвечала на вопросы также Салли Корнблют, президент Массачуссетского технологического института).

Цитирую BBC: «В конце заседания [Элиза] Стефаник [член Палаты представителей от Республиканской партии – А.Б.] задала вопрос более конкретно. «Нарушают ли призывы к геноциду евреев кодекс поведения [вашего университета] или его правила, касающиеся травли и харасмента? Да или нет?» - спросила она, явно выходя из терпения.

Ответ Мэгилл прозвучал так: «Если слова перерастают в действия, это может быть [рассмотрено как] травля. Это решение, зависящее от контекста».

Глава Гарвардского университета Клодин Гей на тот же вопрос ответила: «Могут [нарушать], в зависимости от контекста (…) Если они направлены против конкретного человека».

«Вскоре после этого Мэгилл выпустила видеообращение, в котором извинилась за свой неоднозначный ответ, объяснив, что была сосредоточена на «давней политике университета, соответствующей Конституции США, которая гласит, что высказывания сами по себе не наказуемы». Но призывы к ее отставке не прекратились».

https://www.bbc.com/russian/articles/c72k2rlxzymo

Вот еще полезный материал (еще до отставки Гэй): https://www.golosameriki.com/a/universities-usa-protests-israel-gaza-freedom-of-speech/7399627.html

В этом интервью («Голос Америки» от 15.12.2023) директор программы по защите прав в университетских кампусах Фонда защиты прав человека и самовыражения Алекс Мори(естественно, не зная о будущих слушаниях в Конгрессе), считает, что призывы к насилию в кампусах – просто проявление демократии и их нужно терпеть ради самой же демократии.

Послушайте ее аргументы:

«В большинстве ситуаций, которые мы видим сейчас в кампусах и над которыми работает наша организация, университеты преследуют студентов и студенческие сообщества, включая сообщество «Студенты за справедливость в Палестине», которые, похоже, не проявляют насилие. Они [студенты сообщества] просто говорят вещи, которые люди интерпретируют как своего рода антисионистские или подстрекательские высказывания, или еврейские студенты в кампусе говорят: «Мне не нравится эта речь». Но тем не менее, она защищена законом о свободе слова.

Даже когда речи действительно противоречивые, мы не должны подвергать их цензуре, потому что если мы сделаем это, то значит, мы начнем передавать нашу власть государственным деятелям или людям, таким как президенты Пенсильванского университета, Массачусетского технологического института или Гарварда, которые будут придумывать эти правила для нас.

Это не то, чем мы должны занимаемся в демократии, такой как Америка. Вместо этого мы должны вести эти разговоры между собой. Означает ли это, что нам иногда придется слышать то, что нам не нравится? Да, это цена наших свобод, и они стоят того, чтобы за них заплатить».

Не правда ли прекрасно? В других ситуациях, когда звучат другие высказывания совсем других спикеров, демократический пафос внезапно исчезает и начинает действовать культура отмены.

Но вернемся к отставке Клодин Гэй и ее освещении в СМИ. В The Economist (6.01.2024) отставка Клодин Гэй попала в перечень главных новостей недели. Новость (как и все краткие новости рубрики The world this week) описывалась в нескольких предложениях (точнее, в трех). Но примечательно, что в первом предложении причиной увольнения указывалось прежде всего обвинение в плагиате (plagiarism in her academic writings). В третьем, заключительном предложении, говорится: «ее двусмысленный [ответ] (her equivocation) вызвал реакцию влиятельных доноров Гарварда, которые поставили под вопрос ее лидерские позиции».

Решение уйти в отставку скорее всего было продиктовано давлением спонсоров университета.

Кстати, один из доноров Пенсильванского университета отозвал свой грант в размере 100 млн. долларов.

Описанные факты подняли на поверхность другие проблемы, связанные с ведущими университетами США и с позицией ведущих левых интеллектуалов.

Оказывается, в 2023 году вынужден был уйти в отставку президент Стэнфордского университета Марк Тесье-Лавинь (специалист в сфере нейронаук). Он был президентом Стэнфорда с 2016 года, а подал в отставку в 2023 году в связи с тем, что его лаборатория (как оказалось) манипулировала данными в своих медицинских исследованиях».

В Die Zeit (11.01.24, с.31) вышел большой материал Яши Мунка (Zascha Mounk), политолога из университета Джона Хопкинса. Название статьи: «Они саботируют самих себя». Статья начинается с утверждения, что элитные американские университеты сегодня переживают катастрофу. Мунк конкретизирует данные о плагиате Гэй: факт плагиата обнаружен в большей части ее академических публикаций. Гарвардские профессора выразили солидарность с Гэй вместо того, чтобы проверить и опровергнуть обвинения в ее адрес.

Речь идет уже не просто о репутации Гарварда или других университетов Лиги Плюща. Эти университеты являются важнейшим символическим капиталом американского общества. Девальвация этого капитала может обернуться непредсказуемыми последствиями. Социологические опросы показывают, что если в 2015 году американским университетам доверяло большинство опрошенных американцев, то летом 2023 года (заметьте, еще до событий 7 октября) университетам доверяло не больше трети опрошенных.

В последние 10 лет представители многих американских университетов стали занимать односторонне «прогрессивистские» позиции. Они все чаще высказываются на политические темы и, как вы понимаете, их оценки удивительно односторонни и тенденциозны. Да, это знаменитая левая повестка, которую сегодня даже не называют леволиберальной. Чаще всего употребляется термин «прогрессивизм», по злой иронии истории. Ведь именно Просвещение с идеалами универсального разума и универсальных прав изобрело идею прогресса. А прогрессивисты имеют мало общего с этими идеалами и этой идеей.

Наконец, мое внимание в связи с этой темой, привлек текст известного журналиста Харальда Мартенштайна в швейцарском правоконсервативном еженедельнике Die Weltwoche(11.01.2024, с.25).

После четырех месяцев массовых убийств в Израиле 7 октября многие известные «пробужденные» левые (viele woke Linke) и многие феминистки так и не могут прямо назвать это преступление адекватными именами. Люди, которые обрушиваются с гневом на любое нарушение ими же очерченной политкорректности, в большинстве своем даже не решились высказать свое сочувствие жертвам массовых убийств.

«В картине мира радикально-левых не существует прав человека, значимых для всех людей без исключения. В их глазах эта идея (универсальных прав человека) – лишь либерально-буржуазный вздор». В этом они парадоксально близки большевикам, маоистам и сторонникам исламского фундаментализма.

Это очень сильный тезис Мартенштайна: идейная общность между современными террористическими организациями (типа ХАМАС) и «новыми, пробужденными, левыми анти-расистами и анти-колониалистами». По сути, это антихристианская позиция (если помнить, что идея универсальных прав человека отчасти была плодом христианской традиции).

Эти апостолы пробуждения каждый день рассуждают о вине белого человека, о преступлениях христиан в прошлом тысячелетии, о страшных империях и колониальных режимах. Но эти же люди очень неохотно признают тот факт, что сегодня в мире активно процветает работорговля. И, как вы понимаете, не в тех странах, где правит «старый белый человек».

По оценке ООН 2018 года сегодня в мире 40 миллионов рабов. 8 миллионов в Индии, 4 миллиона в Китае. Интересно (хотя эти подсчеты могут показаться некорректными, если принимать во внимание количество населения сейчас и в предыдущих эпохах), что сегодня количество рабов даже больше, чем когда-либо в истории человечества. Хотя, повторюсь, такое утверждение не совсем корректно, если брать пропорциональное отношение рабов ко всему населению Земли в прошлом и сегодня. Но тем не менее, в наше время рабство процветает, и, разумеется, не в странах западной цивилизации.

Другие цифры: в Южном Судане за последние десятилетия погибло несколько сот тысяч католиков (большинство из них принадлежит народности Динка). Мартенштайна говорит о 4 миллионах, но я пока не могу подтвердить эту цифру.

В Ливии недалеко от Триполи функционируют рынки рабов. Только с 1995 года ChristianSolidarity International выкупило в Судане 100 000 рабов с помощью местных посредников (которые покупали рабов на рынках по цене в среднем 200 евро за человека).

Но левым интересно и важно говорить о вине Запада…

С западной картиной мира происходит глубокая трансформация. Пока о полном обрушении этой картины говорить, к счастью, преждевременно. Но тенденции очень тревожные…

Фрагменты видео слушаний в конгрессе: https://youtu.be/cSaJRyNZ_UI?si=yQ8gObDxTbbid6y5 

https://youtu.be/QuTfzcNIeDI?si=EjIZXHzu7vDZh7-Z 

Files

Comments

Natalia Simonenko

https://youtu.be/qMUgxQ0naXw?si=10qkBHiUFoMOmoc_ вот тоже интересное небольшое интервью на эту тему Олега Ицхоки, профессора экономики в UCLA. Ключевые идеи следующие: 1) Harvard, MIT и другие университеты Лиги Плюща - это частные университеты, которые по своему уставу следуют 1-й поправке Конституции США о свободе слова. Поэтому, по его мнению, президенты ответили в конгрессе правильно - в том смысле, что они действительно обязаны предоставить свободу слова в рамках университета. И тем, кто выступает за Палестину, и тем, кто за Израиль. И до тех пор, пока это не ведет к разрушительным действиям или не мешает занятиям- свобода слова должна быть предоставлена. То есть действительно «зависит от контекста», согласно Устава университетов. 2) Другой вопрос, что свобода слова не всегда соблюдается в тех же университетах последние 20 лет - и есть случаи cancelling, но их можно пересчитать по пальцам. Тем не менее, здесь есть большие вопросы. 3) И тогда возникает дилемма для университетов - в каком направлении дальше двигаться с этой свободой слова. Либо вводить ограничения и цензуру, либо гарантировать свободу слова и для не-mainstream мнений (включая гендерные вопросы, расовые и пр.) И такие дискуссии активно ведутся сейчас внутри университетов.

Olga Titkova

Призывы к убийству недопустимы, точка. Безотносительно контекста. Она ошиблась, признала ошибку и правильно сделала, что ушла.

Elena Sikorski

«В картине мира радикально-левых не существует прав человека, значимых для всех людей без исключения. В их глазах эта идея (универсальных прав человека) – лишь либерально-буржуазный вздор». Невероятно. Мне в связи с «Гарвардской» историей хочется обратить внимание на твитт Билла Акмана, ссылка ниже, фрагмент: «Пришло время вернуть Гарварду титул Veritas и вновь стать образцом, выпускающим хорошо информированных, высокообразованных лидеров с образцовыми моральными устоями и здравым смыслом, которые помогут сплотить нашу страну, продвинуть демократию и выявить новые важные открытия, которые помогут спасти нас от самих себя. Нам предстоит еще много работы. Давайте приступим к ней» https://x.com/billackman/status/1742441534627184760?s=46

Natalia Simonenko

Спасибо за ссылку, Елена, это очень интересно! Я училась на MBA в Columbia University с 2013 по 2015 и провела довольно много времени на кампусе в НЙ. По моим ощущениям, если тогда и был тренд на «инклюзивность» в университете, то ограничивался некоторым доп. промоушн для женщин. DEI в той степени, в которой описывает Билл Акман, и в помине не было. Удивительно, как идеи могут распространяться и заражать людей и организации с такой скоростью!!! Я искренне надеюсь, что этот инцидент с Harvard станет поворотным моментом, чтобы западное сообщество смогло открыто обсудить DEI и другие злокачественные тренды, ведущие к ненависти, лицемерию и абсурду.