Home Artists Posts Import Register

Content

В 1796 году в университетскую Йену приехали необычные молодые люди. Уже два года там преподавал Фихте. Прямо у себя дома. Сегодня этот дом - музей романтиков в Йене (см. фото). 

Йена стала колыбелью немецкого романтизма. Молодые романтики практиковали новые формы жизни, проводили дни в спорах о философии, истории, литературе, о будущем Европы и о правах женщин. Они музицировали, танцевали, пили вино, флиртовали, влюблялись, женились и разводились. Пугая обывателей своими привычками и нравами.

В этом же 1796 году молодой генерал Бонапарт получил под свое начало Итальянскую армию. Романтизм и восхождение Наполеона начинались в том же самом году... 

Романтизм открыл измерение внутреннего мира, заново открыл Я. И научил усматривать и ощущать вечное в повседневном. 

Но откуда взялось слово "романтизм" и "романтики" в сильном значении новой эпохи, духовного прорыва?

Значение слова «романтизм» складывается постепенно. Вначале ключевое (старофранцузское) слово romanz описывало все народные языки как противоположность латыни. Тем самым проступает первое значение «романтичного» как противопоставления классической культуре.

Только позднее эта смысловая оппозиция начинает наполнятся конкретным содержанием. В первую очередь речь идет о рыцарских романах (произведениях в прозе и стихах). За ними закрепляются обозначения romance и Romanzen.

О рыцарском романе: https://ru.wikipedia.org/wiki/Рыцарский_роман

Прилагательное «романтический» впервые употребляет Томас Бейли (Thomas Bailey) в 1650 году. Для него это слово обозначает «как в романе», то есть, нечто фантастическое, авантюрно-приключенческое, вымышленное.

В XVII веке встречаются использования прилагательного «романтический» для описания ландшафтов (Клод Лоррен, Никола Пуссен, Сальватор Роза). Пейзажи этих художников вызывали чувства возвышенности, уединенности, того, что противостоит повседневности.

В XVIII веке возникает третье значение слова «романтический». Это значение связано с пониманием истории и культуры. «Романтическое» (христианское средневековье) стали противопоставлять «классическому» (античность).

В этом контексте возникает идея современной и универсальной культуры, основанной на христианстве.

В немецком языке слово «романтика» появляется в 1790 году в романе Иоганна Мюллера (обозначая героев романов). Еще Новалис в 1799 году, употребляя слово «романтики», имеет в виду лишь авторов романов. Даже у Фридриха Шлегеля в 1800 году (в «Беседе о поэзии») романтическая культура понимается как культура романа, замещающая античный эпос.

«Согласно моему взгляду и словоупотреблению, романтическим является именно то, что представляет нам сентиментальный материал в фантастической (fantastisch) форме».

«Что же такое сентиментальное? То, что трогает нас, где господствует чувство - и не физическое, а духовное. Источник и душа всех этих проявлений - любовь, и дух любви должен незримо, но явственно витать повсюду в романтической поэзии». 

Но тот же Шлегель начинает новую историю понятия "романтизм". Об этом мы еще поговорим... 

Files