Home Artists Posts Import Register
Join the new SimpleX Chat Group!

Content

1. Начну со статьи известного индийского политолога Панкая Мишры (Pankaj Mishra) в «Шпигеле» (№4, с.46-47). На первый взгляд, утверждает он, Запад в 2022 году может праздновать свое триумфальное возвращение к роли гегемона. Во всяком случае, это можно вычитать из речей ведущих западных политиков, экономистов и журналистов. Но кризис идентичности многих западных обществ никуда не делся, несмотря на единство Запада перед лицом российской угрозы. И восхождение Китая, и развитие Глобального Юга (как, одновременно, экономической и культурной силы) ставит Запад перед очень серьезными вызовами.

В этой новой геополитической ситуации Германия может играть ведущую роль, считает Мишра. Такая роль может оказаться для Германии новой и неожиданной. «В прошлом западный курс направлялся преимущественно США и Британией. Идея Запада, как она сформировалась во времена холодной войны, содержала в большей мере англо-американские компоненты». Это представление о демократии по американскому образцу, идея свободного рынка и концепция индивидуальных свобод. Но финансовый кризис, правление Трампа и брекзит значительно ослабили привлекательность такой англо-американской версии западной идеи.

«Геополитическое влияние Запада уменьшается. Об этом свидетельствует отказ важнейших незападных стран поддерживать санкции против РФ». Пришло время признать, что старая идея Запада уже некогерентна, несостоятельна. Необходимо новое определение (Neudefinition) этой идеи.

Что Мишра имеет в виду? То, что немецкая культурно-экономическая модель изначально (с конца XIX века) отличалась от англо-американской модели. Только по вине нацизма и вследствие разделения Германии, ФРГ более интенсивно интегрировалась в англо-американскую политическую культуру и экономику. Но теперь ситуация существенно изменилась. Мишра считает, что англо-американский миропорядок переживает этап постепенного упадка перед лицом усиления позиций Китая и Глобального Юга.

В этой ситуации Германия может стать лидером и предложить Европе и миру свою модель и свою идею многополярного мира. Мишра видит добрый знак в том, что Шольц недавно посетил Китай. Мишре очень не нравится жесткий антикитайский курс США (кстати, начавшийся с Трампа). «Но немецкая экономика слишком тесно связана с Китаем и с его развитием». Западные идеи и институции в англо-американской версии (национальное государство, либерализм, американский образ демократии) так и не получили широкого распространения в мире. Не только Китай, но даже Индия, которую считали азиатским форпостом демократии, становится автократическим государством.

Сегодня новая модель многополярного мира – это поиск срединного пути между демократией американского образца и китайским технократическим авторитаризмом. И это, по мнению Мишры, немецкая модель. «Германия в состоянии перенять важнейшую глобальную роль как рупор Запада. Наша эпоха непредсказуемости и нестабильности требует смелых и неординарных шагов».

Что ж, пока в мировую миссию Германии верится с трудом. А «смелые и неординарные шаги» плохо вяжутся с образом Олафа Шольца. Но к рассуждениям Мишры, думаю, следует прислушаться.

2. В сегодняшней die Zeit (№5, 26.01.23) мое внимание привлекли несколько материалов. В рубрике «Спор» на целых двух листах (с.10-11) опубликована подборка материалов под общим названием «Здесь я ошибся» (тема: наши Corona-ошибки). В верхней части газетного разворота красуется фраза Гельмута Шмидта: «Демократия, в которой не ведутся споры, не является демократией».

В 2020-2021 годах я был уверен, что такие материалы появятся. В самом начале пандемии я сделал несколько эфиров (с Владимиром Крамником и Владимиром Соловьевым). Но потом рассуждать на подобные темы стало просто опасно. Те ученые, которые пытались «спорить» (в стиле Шмидта), были практически исключены из публичной жизни (а некоторые – и вовсе из науки). Все мы сознавали опасность нового вируса. Дискуссии были только о том, адекватны ли драконовские меры, на которые пошли даже демократические страны. Не было ли здесь превышения необходимых мер борьбы с вирусом?

В прошлом году в Европе было опубликовано несколько книг на эту тему. А вот теперь – целая подборка высказываний главных актеров этой драмы. И общий мотив можно сформулировать так: было сделано много ошибок, сегодня мы поступили бы иначе. Главным оправданием объявляется страх и неизвестность. Мне, как философу, хорошо понятно соединение неведения и страха. То, чего не знаешь, страшит. А  давление «общественного мнения» (часто искусственно создаваемого) не позволяет принять взвешенные решения. В таком случае лучше «перебдеть», чем «недобдеть».

О каких же ошибках говорят главные участники ковидной драмы?

Армин Лашет (председатель партии ХДС с 22.01.2021 по 31.01.2022, министр-президент или глава правительства земли Северная Рейн-Вестфалия (NRW): немецкая бюрократия тогда практически «взбесилась». Все было предельно «занормированно». Прямая речь: «Методы, которые мы тогда применяли, я считаю очень опасными». Были нарушены фундаментальные права. И Лашет надеется, что в будущем такое больше не повторится.

Мануэла Швайзиг (министр-президент земли Мекленбург-Передняя Померания) не может простить себе двух ошибок. Нельзя было закрывать детские площадки и запрещать родственникам посещать своих родных в домах престарелых. «Представление, что люди должны были умирать в одиночестве, я нахожу ужасным». Когда была вторая и третья волна, продолжает она, ситуация изменилась. Но до сих пор на душе лежит камень.

Сандру Цисек (вирусолога из Франкфурта, эксперта в подкасте «Coronavirus-Update») беспокоит другое: создание несправедливого социального пространства, в котором бедные страдали больше богатых. «Бедные в маленьких квартирах имели гораздо худшие возможности для работы на дому». При следующих пандемиях это не повторится, уверяет она. Правда, я совершенно не понимаю, что она имеет в виду…

Бодо Рамелов (министр-президент Тюрингии) считает главной ошибкой закрытие школ. Нельзя было закрывать детские садики и школы во время второй волны пандемии, говорит он. «Мы были охвачены истерией, а истерия никогда не бывает хорошей советчицей».

Дирк Брокман (физик, профессор Берлинского университета имени Гумбольдта, занимался в период пандемии корона-моделированием) сетует на слабый опыт и слабые традиции немецкого моделирования. «Я также ошибся в людях: никогда не думал, что они будут так сильно реагировать на модели и дебаты».

Виола Приземан (физик, принимала участие в корона-моделировании) почти по-философски сетует на то, что в период пандемии оценки и факты часто смешивались и подменяли друг друга. Часто споры разгорались вообще без опоры на факты.

Карин Прин (министр образования в земле Шлезвиг-Гольштейн) тоже считает серьезной ошибкой закрытие школ («быстро и надолго»).

Это только часть опубликованных материалов. Мы все хорошо помним эти несколько лет (ведь это было практически вчера). И если в Германию и Европу пришло облегчение, то в Украине началась война. И много школьников и студентов до сих пор не имеют опыта нормальной учебы и социальных контактов в классах и аудиториях. В Украине ситуация стала гораздо сложнее…

Чему учат эти опубликованные материалы? Рациональности и ответственности демократических лидеров. Очень хорошо, что хотя бы с опозданием, немецкие политики и ученые говорят об ошибках. Но сколько репутаций было сломано в эти годы! И сколько несправедливости совершилось…

Примечательно, что XXI век входит в историю как век иррациональности, социальных психозов и коллективного безумия. И, конечно, большой европейской войны…

3. В этом же номере die Zeit опубликован большой материал о Маттиасе Варниге (MatthiasWarnig), главе трубопроводной компании «Северный поток 2». Интересно, что во времена ГДР Варниг был сотрудником «Штази», с 2003 по 2015 год – членом наблюдательного совета банка «Россия». Его поддерживал Шрёдер (с 2006 года). В 2011 году Варниг был избран в совет директоров «Транснефти».

С Путиным Варниг познакомился в 1991 году. Но WSJ сообщала, что Варниг встречался с Путиным еще в 1989 году, в Дрездене (как сотрудник «Штази»). У него русская жена Елена (ей 45 лет).

Журналист изображает Варнига как человека, живущего в роскоши. Но глубоко разочарованного и попавшего в немилость политических и экономических кругов Европы и США.

Несколько интересных эпизодов из статьи (да что там статьи, целой повести!). Вот Варниг встречается с Путиным в разгар пандемии. Путин тогда (а уж сейчас тем более!) практически прекратил личные встречи и перешел в онлайн режим общения. Варниг рассказывает о страхе Путина заболеть ковидом.

Варниг при недавней встрече говорил Путину, что тот не выиграет войну: «В этой войне не будет победителей».

Когда к беседе с журналистом присоединилась Елена Варниг, она несколько раз шокировала журналиста откровенными пропутинскими высказываниями. Муж несколько раз пытался её остановить.

Например, в разговоре она высмеивает слова о геноциде в Украине, говорит, что она не могла бы жить в мире, в котором Россия была бы побеждена. Елена очень презрительно высказывается о Зеленском как о марионетке. Елену прерывает муж: «Елена, прекрати». Она в ответ: «Кто в Германии говорит правду о Зеленском, тому угрожает тюрьма». И все в подобном духе.

Статья оставляет тяжелое впечатление от Варнига и его жены. Журналист как-бы подчеркивает: посмотрите, какие люди были совсем недавно вершителями эпохальных событий…

4. В сегодняшней FAZ (№22, 26.01.23) заинтересовало интервью с немецким синологом Даниэлем Леезе. Он исследует тайные сообщения китайских журналистов и аналитиков. Дело в том, что еще с 30-х годов прошлого века образовалось два круга информирования в Китае: для всех китайцев и для политиков высшего звена. Эти два информационных и аналитических круга действуют в Китае и до сих пор.

Особые, рассчитанные на узкий круг, медиа, называются по-китайски neican. Например, в конце 1958 года, во время китайского «Большого скачка» (китайской аналог советской индустриализации), на стол Мао клали тайные бюллетени о жертвах голода. Когда он прочитал, что в провинции Yunnan только за три месяца умерло от голода 40 000 человек, он был поражен. Вообще Мао мог читать в день сообщения объемом в 50 000 знаков. И не всегда ему нравилась реальность, которая описывалась в этих сообщениях. Так что профессия секретарей была достаточно опасной…

В тайный сообщениях для узкого круга партийной верхушки давали выжимки даже из философских текстов (например, из книги Карла Ясперса «Атомная бомба и будущее человечества») и художественной прозы (например, краткое содержание романа Бориса Пастернака «Доктор Живаго» в год его публикации на Западе).

5. Конечно, много материалов было посвящено встрече Макрона и Шольца (в честь 60-летия немецко-французского договора о сотрудничестве).

21 января был опубликован совместный текст Макрона и Шольца под названием (я ссылаюсь на FAZ от 21.01.2023) «Семь целей для усиления ЕС. Как мы должны сформировать Европу для будущих поколений».

Текст начинается так: «60 лет назад бундесканцлер Конрад Аденауэр и президент Шарль де Голль подписали исторический Елисейский договор (Traité de l'Élysée)». В документе говорится о мужестве тогдашних политических лидеров, которые решили обновить двусторонние отношения Франции и Германии. Много говорится о поддержке Украины. И об усилении роли ЕС в мире.

«Для нас первым большим вызовом является обеспечение условий, при которых Европа стала бы более суверенной и располагала бы геополитическим потенциалом для формирования международного порядка». А это, по заявлению, двух лидеров, возможно только при условии повышения уровня безопасности.

Вторая задача: способность действовать, ориентируясь на стратегические задачи будущего (проблемы энергетической трансформации и защиты климата).

Третья задача: развивать Европу в направлении производства и инноваций. ЕС располагает самым крупным внутренним рынком мира (которому в этом году будет уже 30 лет).

Четвертая задача: согласование экономического и социального развития с экологическими проблемами.

Пятая задача: развитие инвестиционных возможностей во имя будущих поколений. Здесь лидеры двух государств обратили внимание на оптимизацию финансового сектора ЕС.

Шестая задача: развитие и усиление демократии, индивидуальных прав и свобод. В документе особо подчеркивается приоритет этих «ценностей и принципов», которые образуют ядро европейской идентичности.

Наконец, Шольц и Макрон высказываются за расширение ЕС. Но, с другой стороны, это расширение не должно ослаблять эффективность решений и действий ЕС как геополитического игрока.

Вот такой документ. С несколько абстрактными и обтекаемыми формулами, немного пафосный. 23 года назад уже звучали такие оптимистические фразы о ЕС как главном геополитическом игроке, как пространстве технологий и инноваций, науки и развитой экономики. Потом весь этот оптимизм немного поблек. Но тогда контекст был совершенно другим, более спокойным и предсказуемым. Возможно, получится сейчас…

6. Еще меня заинтересовал материал о борьбе с религиозными (по сути, христианскими) символами во Франции (Статья FAZ от 21.01.23). Согласно «светскому законодательству» (loi concernant la séparation des Églises et de l'État), принятому в декабре 1905 года, допускались только те символы и монументы (христианские), которые были возведены до 1905 года. Во Франции периодически возникают скандалы по поводу религиозной символики (например, требование убрать Рождественский Вертеп из мэрии того или иного французского городка). В прошлом году знаковыми были несколько случаев. Апелляционный суд города Нанта в сентябре 2022 года принял решение по иску атеистов убрать статую архангела Михаила в городе Ле-Сабль-д’Олон (Les Sables d’Olonne). До этого мэр города Яник Моро, в марте 2022 года организовал публичное голосование. 94,5% горожан высказались за сохранение памятника (поставленного на площади перед собором в 2018 году). Но атеисты не сдаются и местным жителям придется побороться за своего архангела.

Уже долго ведется спор о статуе Иоанна Павла II с крестом в городе Плоэрмель (регион Бретань). В Перпиньяне и Безье суды обязали убрать из зданий мэрий Рождественские вертепы (это уже декабрь).

Главный же «герой» прессы за последнюю неделю – ChatGPT. Но эту тему мы продолжим в другой раз…

Я подготовлю материал об итогах января 2023 и выложу на нашем канале. Ну а многое мы сможем обсудить вживую уже в это воскресенье. До скорой встречи!

Files

Comments

Vladimir Krasnopolsky

Большое спасибо, Андрей Олегович, за труд, который Вы на себя взяли! Ваши заметки помогают ореиентироваться в мутном океане информации, уровень которого растет и растет. Возможно под действием мирового потепления?..

Irina Zuevic

Очень интересно на какие деньги будет развивать свою экономику и демократию ЕС (Германия)? А ChatGPT за пол минуты написал статью доя журналиста, за которую он получил 600 долларов.