Дух революции в начале XIX века: духи, штаны и свобода (Patreon)
Content
Какая прекрасная книга Юрия Лотмана "Комментарий к "Евгению Онегину""! Первая глава пушкинского романа в стихах превращается в цепь неожиданных открытый и озарений.
Вот Евгений гуляет по бульвару (Невскому) "пока недремлющий брегет / Не позвонит ему обед".
Комментарий Лотмана:
"Брегет —часы фирмы парижского механика Брегета (вернее, Бреге) Абрахама-Луи (1747—1823). Поведение Онегина во многом не совпадает с нормами дендизма...
В «Пелэме...» Бульвер- Литтона: « —Скажите, мистер Пелэм, а вы уже купили часы у Бреге? —Часы? —переспросил я. —Неужели вы полагаете, что я стал бы носить часы? У меня нет таких плебейских привычек. К чему, скажите на милость, человеку точно знать время, если он не делец, девять часов в сутки проводящий за своей конторкой и лишь один час —за обедом? Чтобы вовремя прийти туда, куда он приглашен? —скажете вы; согласен, но —прибавил я, небрежно играя самым прелестным из моих завитков, —если человек достоин того, чтобы его пригласить, он, разумеется, достоин и того, чтобы его подождать» (Бульвер-Литтон, с. 74).
Прозвонит ему обед. —Карманные часы «с репетицией» были снабжены механизмом, который, если надавить на специальную пружинку, «отзванивал» время. Таким образом, время можно было узнавать, не раскрывая крышки, прикрывавшей циферблат. Мода на часы фирмы «брегет» поддерживалась не только их точностью, но и тем, что А.-Л. Бреге никогда не производил двух одинаковых часов. Каждый образец был уникальным".
Или вот описание комнаты Онегина:
"Духи в граненом хрустале".
Комментарий: "Духи в начале XIX в. были модной новинкой. «Духи вошли в употребление у нас только в конце прошедшего [XVIII.—Ю. Л.] столетия» (Пыляев М. И. Старое житье. Очерки и рассказы. СПб., 1892, с. 80-81).
Вот Онегин одевается: "Но панталоны, фрак, жилет / Всех этих слов на русском нет".
Комментарий (только небольшой фрагмент целой статьи о мужском туалете начала века):
"Цвет фраков в 1819—1820 гг. еще не установился окончательно. Свербеев вспоминал: «...черных фраков и жилетов тогда еще нигде не носили, кроме придворного и семейного траура. Черный цвет как для мужчин, так и для дам, считался дурным предзнаменованием, фраки носили коричневые или зеленые и синие со светлыми пуговицами,—последние были в большом употреблении, панталоны и жилеты светлых цветов» (Свербеев Д. Н. Записки, т. I. М., 1899, с. 265). Черный цвет связывался с трауром". "Ощущение черных фраков как траурных сделало их романтическими и способствовало победе этого цвета уже в 1820-е гг".
Но самое интересное - это про штаны (панталоны). В 1819-м году (время действия первой главы "Евгения Онегина") штаны ворвались внезапно как пост-революционная мода и выражали неслыханную свободу и эпатаж.
"Обычная одежда светского франта в конце 1810-х гг. состояла «в благоустроенном туалете, во фраках, в панталонах под высокие сапоги с кисточками». Отчаянные франты «позволяли себе сапоги с желтыми отворотами» (Свербеев Д. Н. Записки, т. I. М., 1899, с. 265). Однако в 1819 г., т. е. именно во время действия первой главы ЕО, франты начали носить белые панталоны навыпуск, что казалось чудовищным неприличием —утверждением простонародных «портков» в качестве нормы светской одежды".
"Известно высказывание Вяземского, также подчеркивающее, что панталоны в момент действия первой главы романа были новинкой и что высказывание об этом в ЕО имело остро злободневный характер: «В 18-м или 19-м году в числе многих революций в Европе совершилась революция и в мужском туалете. Были отменены короткие штаны при башмаках с пряжками, отменены и узкие в обтяжку панталоны с сапогами сверх панталонов; введены в употребление и законно утверждены либеральные широкие панталоны с гульфиком впереди, сверх сапог или при башмаках на бале. Эта благодетельная реформа в то время еще не доходила до Москвы. Приезжий NN первый явился в таких невыразимых на бал к М. И. Корсаковой. Офросимов, заметя это, подбежал к нему и сказал: «Что ты за штуку тут выкидываешь? Ведь тебя приглашали на бал танцовать, а не на мачту лазить; а ты вздумал нарядиться матросом» (Вяземский, Старая записная книжка, с. 152).
Все в первой главе революционно и дышит новыми веяниями. Духи в хрустале, панталоны, круг чтения, салонные беседы, вышедшая из моды латынь (запрещение иезуитских коллегий и переход с преподавания по-латыни на "отечественный"). И, конечно, мода "героя времени".
А вот сюжет седьмой главы (события разворачиваются весной 1821 - в феврале 1822 годов). Убит Ленский. Онегин уезжает из деревни. Ольга Ларина выходит замуж. Татьяна томится в любовных муках и воспоминаниях. Она, на прогулке, забредает в имение Онегина. Ей отпирают усадьбу. Она находит комнату возлюбленного.
"Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом".
Портрет Байрона и бюст Наполеона. В черновиках: "И кукла модная (!!! - А.Б.) Героя" (вот так, с большой буквы! - А.Б.). В черновых пометках: "И бюст Наполеона".
Наполеон, как известно, умер 5 мая 1821 года. Скорее всего, Татьяна впервые навещает опустевшую "келью" Евгения именно в мае. Байрону жить еще 3 года (умер в апреле 1824). Седьмая глава пишется в 1827-м...
Так скрещиваются герои: Онегин, Наполеон, Байрон. Только первый - это, скорее, анти-герой. Хотя Пушкин всячески стремился преодолеть в себе байронизм. И к Наполеону у него было весьма двойственное, сложное отношение: между тираном (узурпатором) и героем. Вначале Наполеон - "коварством, дерзостью венчанный царь", "вселенной бич", "тиран", "надменный галл" (1815).
Но на смерть Наполеона (спустя всего 6 лет после лицейской Оды) он пишет:
"Чудесный жребий совершился:
Угас великий человек.
В неволе мрачной закатился
Наполеона грозный век.
Исчез властитель осужденный,
Могучий баловень побед,
И для изгнанника вселенной
Уже потомство настает.
О ты, чьей памятью кровавой
Мир долго, долго будет полн,
Приосенен твоею славой,
Почий среди пустынных волн…
Великолепная могила!
Над урной, где твой прах лежит,
Народов ненависть почила
И луч бессмертия горит.
Давно ль орлы твои летали
Над обесславленной землей?
Давно ли царства упадали
При громах силы роковой;
Послушны воле своенравной,
Бедой шумели знамена,
И налагал ярем державный
Ты на земные племена?
И в конце:
"Да будет омрачен позором
Тот малодушный, кто в сей день
Безумным возмутит укором
Его развенчанную тень!"
Не все так просто в этом мире. И отношение поэта к своим кумирам и врагам все время претерпевало изменения...
А книга Лотмана прекрасна. Очень рекомендую для прочтения:
https://imwerden.de/pdf/lotman_roman_pushkina_evgeni_onegin_1983__ocr.pdf