Дневник философа 21.08.22. Философия матадора или честь быка (Patreon)
Content
Матадор - герой или убийца? Философ или бездушный мясник? Можно ли вот так, на глазах у публики, безжалостно убивать животное? Думаю, многие из тех, кто что-то слышал о корриде, задавал себе эти вопросы. Сама коррида сегодня понимается как пережиток кровавого прошлого. Жестокого, темного, неполиткорректного.
Хотя сцены "игры" с быками изображены на фресках Кносского дворца, а дома-святилища с головами быков мы находим в самом древнем из нам известных городов человеческой истории (Чатал-Хююк). В фигуре быка мы видим таинственные следы древних представлений о мире духов и богов. Мы ощущаем в этих образах присутствие какой-то древней магической силы.
Я думал об этом, когда читал интервью с 32-летним испанским матадором Саулом Хименесом Фортесом (FAZ №190, 17.08.22).
Само слово "матадор" буквально означает "того, кто убивает". Слово "тореадор" можно употреблять как синоним (буквально - главный участник "боя быков").
Фортес говорит, что призвание матадора он почувствовал в 14-15 лет. И для него вначале это было не желание получить профессию, а призвание, любимое занятие. Правда звучит необычно? Испанский мальчик осознает свое призвание быть матадором!
Некоторые ответы Фортеса мне показались примечательными. Его спрашивают: является ли бой быков искусством? Ответ: "Все ценности, которые человек вообще может обрести, содержатся в задачах тореадора". "Это больше чем искусство. Мое призвание позволяет мне вести наполненную жизнь".
Бой быков для Фортеса, - то, что "позволяет реализовать человеческую сущность". Он говорит, что противостоит быку в одиночку, общается с ним (разумеется, без слов), интуитивно чувствует его.
"Несмотря на публику, я чувствую себя один на один с быком, обращаю внимание на то, что он мне говорит и что от меня требует. И в какую связь он и я можем вступить. Его способы меня атаковать - это проявления его творчества". Неправда ли, слова матадора звучат как слова творца, мастера, художника!
В 2015 году (в Мадриде) Фортес получил на арене тяжелую травму горла. Он рассказывает, какую тогда испытывал боль, как из его горла лилась кровь и как он спрашивал хирурга, можно ли прямо сейчас вернуться на арену, чтобы убить быка. Через три месяца, как только Фортес встал на ноги, он снова получил на арене удар рогом в область горла (уже в деревне, в провинции Саламанка). В этот раз ситуация была опаснее, так как путь к клинике был более долгим...
Главное в этих рассказах о травмах: преодоление страха. Готовность снова выйти на поединок с быком.
И вот, ближе к концу разговора, Фортес озвучил мысли, которые прямо можно назвать философскими. Философскими на самом глубоком уровне.
Вопрос: почему на корриде обязательно нужно убивать быка?
Ответ: "Потому что благодаря смерти, из чего-то эстетического возникает нечто ритуальное, как проявление высокого искусства (etwas Künstlerisch-Rituelles). Никто не идет на корриду, чтобы увидеть смерть животного. Смерть - это не самое важное (хотя и существенное) в бое быков. Что делает эту смерть чем-то возвышенным (Wertvollen - буквально "в высшей степени ценным" - А.Б.), так это то, что смерть животного делает в равной степени возможной смерть матадора".
Слова Фортеса приложимы и к пониманию войны. До появления огнестрельного оружия, до появления пушек, танков и ракет, противники сталкивались лицом к лицу. Этот кодекс чести воина хорошо показан в фильме "Последний самурай"...
Вопрос: но многие люди находят часть этого ритуала варварским.
Ответ: "Мы живем в мире, который не понимает смерть". "Мы все ответственны за смерть животных, осознаем мы это или нет. Смерть нам гораздо ближе, чем мы это хотим осознавать. Бык [на корриде] умирает на арене. У него есть имя, своя история, он имеет определенные черты характера и обладает достоинством (Würde). Он показывает зрителям как умирать. Такой смерти нет больше нигде". А на бойнях животных убивают бездушно, безлико. Их убивают механически и никто о них даже не вспомнит.
Здесь же право убить быка принадлежит только матадору. Именно потому, что она сам рискует быть убитым. Матадор противостоит быку глаза в глаза, фронтально. "В момент убийства матадор сам подвержен большой опасности. В этом и состоит чистота ритуала. В этом и состоит его моральное оправдание".
Другое дело, если всем людям запретить убивать животных. Тогда исчезнет и сама профессия матадора. "Но мы не живем в таком мире. Животных убивают ежедневно, каждую минуту гибнет неизмеримо больше животных, чем на корриде".
Фортес здесь говорит как философ, потому что его рассуждения обнаруживают и подсвечивают глубокие противоречия нашего восприятия мира. Мы очень много не осознаем или не хотим осознавать. Об очень многом мы не задумываемся. Пока на человечество не обрушивается пандемия или война...
В этих ответах матадора, как бы непривычны и жестоки они нам ни казались, обнаруживают себя истоки человеческой цивилизации и истоки представлений о добродетелях и ценностях. Более того, эти ответы позволяют нам увидеть то, что раньше (даже несколько минут назад) мы не замечали и не осознавали...
А это по духу сродни вопросам, которые своим ученикам когда-то задавал Сократ...