Home Artists Posts Import Register

Content

Кто же такой Наполеон? Философ на троне или гениальный безумец? Освободитель Европы или тиран? Образец для подражания или проклятие рода человеческого?

Читая один из исторических журналов, посвященных Наполеону, я еще раз убедился в том, как сильно различаются оценки не только на индивидуальном, но и на культурном (и даже государственном) уровне.

Вначале о нескольких хорошо известных фактах, которые по-разному интерпретируются историками.

То, что Наполеон был маленького роста - давно опровергнутый миф. Его рост был (согласно замерам его врача, сразу после смерти Наполеона на острове Святой Елены в 1821 году) - 1,686 м. Для сравнения: по государственной статистике среднестатистический французский рекрут еще в 1835 году имел рост 1,62 м.

Рост прусского короля Фридриха Великого - 1,62 м, английского адмирала Нельсона - 1,64 м. Рост Гете (который виделся с Наполеоном и оставил яркие воспоминания) - 1,69 м.

Но никто не говорил о маленьком Нельсоне, о крошке Гете или маленьком Фридрихе Великом. И уж никто не придумал относительно их поведения нечто похожее на "комплекс Наполеона" (то есть комплекс "маленького человека", который всю жизнь стремится компенсировать недостаток роста великими делами).

Но чем объяснить этот миф? Упоминают в связи с этим две причины. Наполеона часто изображали рядом с солдатами гвардии, с гренадерами. Но гренадеры были обычно выше среднего роста. И Наполеон на их фоне, конечно, казался ниже. Еще упоминают его раннее прозвище "маленький капрал" (неверный переведенное и ложно интерпретированное).  Но скорее всего причина более банальна: британская пропаганда. На британских карикатурах Наполеон изображался злобным карликом (Little Boney), силящимся завладеть Европой.

Любил ли Наполеон закладывать правую или левую ладонь за борт мундира (шинели)? Скорее всего, этот жест придумал Жан Огюст Энгр, который написал портрет "Консул Наполеон" в 1804 году. Этот жест символизировал античный образ скромности. Портрет Жака-Луи Давида «Наполеон Бонапарт в рабочем кабинете в Тюильри» (1812) повторяет этот жест (у Энгра Наполеон закладывает левую ладонь, а у Давида - правую). Но увы, скорее всего, Наполеон не позировал Давиду. Портрет был написан на заказ одного шотландского денди (Александра Гамильтона). Большинство портретов со знаменитым жестом были написаны уже после смерти Наполеона, тиражируя "находки" Энгра и Давида. Во всяком случае, в письменных источниках (воспоминаниях) этот жест ни разу не упоминается.

Но мое внимание привлекли даже не эти фаты. Мне, как философу, было важно получить еще один пример того, как сильно зависит оценка деятельности исторического персонажа от культурного и политического контекста.

Удивительно, но именно во Франции эпоха Наполеона сейчас крайне непопулярна. В школах ее практически не изучают детально. Дорогие друзья, если кто-то из вас имеет под рукой французские школьные учебники, прокомментируйте, пожалуйста, это обстоятельство. Мне кажется, что это печально, когда славные страницы собственной истории оттесняются на задний план, а внимание школьников направляется на явно второстепенные факты и события. Так формируется современное сознание... 200-летие со дня смерти Наполеона (2021 год) прошло практически незаметным. Какая-то маловыразительная речь Макрона...

А вот в Польше, напротив, имя Наполеона окружено ореолом благоговения и почитания. Наполеон упоминается даже в польском национальном гимне! "Бонапарт нам дал пример, как побеждать":

Przejdziem Wisłę, przejdziem Wartę,

Będziem Polakami.

Dał nam przykład Bonaparte,

Jak zwyciężać mamy.

С Наполеоном поляки связывали надежды на возрождение польского государства.

В Германии Наполеон воспринимается по-разному, в зависимости от региона. Для Баварии - это, скорее, положительный образ (обретение статуса королевства, расширение территории, формирование новой идентичности и проч.). В созданном при прямом содействии Наполеона Рейнском союзе историки видят прообраз будущего объединения Германии. Для Саксонии Наполеон союзник. А вот для Пруссии - главный враг. Нужно сказать, что немецкая национальная идея (от Фихте до поэтов-романтиков) создавалась именно в контексте анти-наполеоновских войн. Но Гете его боготворил, демонстративно не снимал орден почетного легиона и всячески высмеивал примитивизм немецких националистов в последние годы своей жизни (а Гете пережил Наполеона на 10 лет).

В России Наполеон воспринимался двойственно. Именно в сталинскую эпоху историки типа Тарле (его книга в детстве на меня произвела большое впечатление) создали миф "отечественной войны 1812 года" (кстати, в конце 30-х годов). Этот миф стал прообразом уже нового мифотворчества и призван был возвеличивать "силу русского оружия".

Кто из моего поколения не знает "Бородино" Лермонтова или образ Наполеона в романе Толстого "Война и мир"? Это совершенно ложный образ самовлюбленного нарцисса с театральными жестами, в котором не было подлинного величия, а была только игра и рисовка. Но были и другие образы Наполеона. И тайная любовь к Наполеону прослеживается во всей русской культуре позапрошлого века. Ну, а торт "Наполеон" подчеркивает эту "амбивалентность" ярче всего...

В Италии Наполеон тоже воспринимается по-разному. Для миланцев он предтеча национального объединения (самая модная улица Милана носит имя Наполеона). А вот для венецианцев он - ненавистная фигура. В одной из статей упоминается, что даже публичный туалет в Венеции назван его именем (искал, но не нашел тому подтверждения, может вы мне поможете). Для Венецианцев Наполеон - главный виновник заката великой эпохи Serenissima. Дата 1797 для венецианцев, - это как для Западной Римской империи 476-й, а для Священной Римской Империи Немецкой Нации - 1806-й год (тут тоже виноват Наполеон).

Когда в 2002 году в Венецию решили вернуть памятник Наполеону работы Доменико Банти (по инициативе венецианского мэра Паоло Косты), это вызвало бурю эмоций у значительной части венецианцев. Памятник располагался в Венеции на площади Святого Марка в 1811 - 1814 годах. 

Один гондольер даже сказал: это как в еврейском гетто поставить памятник Гитлеру. Однако, какие же начитанные в Венеции гондольеры...

Да, показательный пример радикальной противоположности мнений и оценок. Так кто же такой Наполеон на самом деле? Это скорее всего модификация другого вопроса: кто же такие мы сами?

Files

Comments

Andrew

Ух ты, концовка очень острая!

Zeev Ginzburg

Позволю себе высказать такую версию. В современной Франции кровавые наполеоновские войны, унесшие миллионы жизней, не воспринимаются как национальная гордость. Да и зачем будить призрак войны? Вот если удастся стать лидером ЕС...