Дневник философа. О приоритете личности перед массой. 18.03.22 (Patreon)
Content
Дневник философа. Во время войны происходят глубочайшие экзистенциальные и эмоциональные сдвиги в жизни людей.
- Упрощение мышления. Мышление каждого человека переключается в максимально "экономный" режим. Пространство полутонов, нюансов и различений предельно сужается. Истина и ложь, добро и зло, справедливость и несправедливость выстраиваются в шеренги очевидных оппозицией. Всё ясно, всё определённо.
Такие упрощённые схемы необходимы для достижения главных целей: выжить, выстоять, победить. Сейчас это самое важное. Сложнее будет выходить из экономного режима. Да и в ситуации войны такое "экономное" мышление содержит ряд опасностей и ловушек...
- Происходят глубокие сдвиги в социальной психологии. Человеческая потребность в причастности к большим группам достигает в ситуации войны максимальной интенсивности. С упрощением ценностных различений усиливается коллективная эмоциональность.
Исключения из коллективных эмоций, отклонения от социальных переживаний рассматриваются как патологии и тут же оцениваются как опасные и морально порочные. Идеал, это когда все чувствуют "как один", переживают "как один". Это уже вопросы идентичности и лояльности. Мои чувства мне уже не принадлежат.
Все ненавидят то же самое. Всех объединяет чувство гнева к тому же самому. Все сочувствуют и сострадают примерно тому же самому. И все хотят примерно того же. Это высшие фазы эмоционального объединения. Это очень сильные эмоциональные состояния. И здесь также есть свои опасности и ловушки. Есть опасность коллективной нечувствительности к тем явлениям и фактам (в том числе и моральным фактам), которые не вкладываются в чётко очерченные объекты ненависти, гнева или сострадания.
За объектами коллективной ненависти, гнева, сострадания и любви легко не заметить и упустить из виду отдельную личность. Хрупкую, уязвимую, растерянную, страдающую... Но это живая личность, не подпадающая под бодрые универсалии, не исчещающая без остатка в чётко расчерченных объектах социальных чувств и эмоций.
Выходить из режима социальной эмоциональности и общих чувств будет очень непросто. Это болезненный возврат к индивидуальному существованию. Он может происходить постепенно, а может случиться внезапно. Подавленная и вытесненная индивидуальность будет испытывать сложные эмоции. Когда каждый из нас будет стыдиться своих "индивидуальных" чувств и будет спрашивать себя: а хорошо ли, допустимо ли, морально ли иметь "свои" эмоции и чувства? Нет ли в этом предательства и морального греха?
Ведь мы долго чувствовали и переживали вместе. В этом состоял наш вклад в общее дело. Это было частью общественного служения. Как же мне возвращаться к "себе", в свое одиночество и интимность? Как мне вообще теперь жить ОДНОМУ? После всеобщей эмоциональной мобилизации нас ожидает непростой опыт привыкания к личностной автономии, к самобытному существованию.
Это же касается и мышления, и моральных оценок. Когда придётся "усложняться" и вновь переходить от чёрно-белого мира к цветному.
Зачем я об этом говорю сейчас? Чтобы не закрывать в себе окна личностного бытия. Чтобы не впадать в привычку инструментализировать идеи и ценности. Чтобы не объективировать и не отчуждать свои чувства и эмоции. Чтобы не превращать личности в объекты и вещи.
Есть враг, который напал на нашу страну. И врага необходимо сломить, чтобы одержать победу. Есть военные преступления, которые вызывают праведный гнев. Есть стойкость и мужество, которые вызывают гордость и восхищение.
Но ни в коем случае нельзя позволять гневу и ненависти переливаться через край и затмевать наш разум и чувства. Очень опасно впадать в чрезмерные обобщения и видеть истоки политики Кремля в Пушкине и Достоевском, в Рахманинове и Булгакове. Тогда и Сковороде придётся "отвечать" (ведь он воспитал целую плеяду представителей имперской элиты), и Вернадскому. И не только им... Далеко не только им...
Очень соблазнительно возлагать ответственность на народы и культуры. Так понятнее. Это хорошо укладывается в контекст интеллектуальной и эмоциональной мобилизации. Но в чём тут опасность? Можно потерять понимание личной ответственности. Так можно утратить интеллектуальную и ценностную чёткость и определённость. И при такой размытости границ и условности различений можно утратить в себе человечность. А за ней и образ Божий...
Если мы действительно считаем, что выступаем на стороне добра и правды, не стоит забывать о таких вещах. Мы защищаем свободы от тоталитарной тирании. Мы выступаем за власть и ценности личности против произвола покорной и раболепной толпы. Мы хотим защитить своё право оставаться свободным народом и строить свободную страну. И поэтому особенно важно не переходить на тёмную сторону и не забывать в чем наши ценности. И ради чего мы хотим победить...