Home Artists Posts Import Register

Content

Дневник философа. Во время войны происходят глубочайшие экзистенциальные и эмоциональные сдвиги в жизни людей.

- Упрощение мышления. Мышление каждого человека переключается в максимально "экономный" режим. Пространство полутонов, нюансов и различений предельно сужается. Истина и ложь, добро и зло, справедливость и несправедливость выстраиваются в шеренги очевидных оппозицией. Всё ясно, всё определённо.

Такие упрощённые схемы необходимы для достижения главных целей: выжить, выстоять, победить. Сейчас это самое важное. Сложнее будет выходить из экономного режима. Да и в ситуации войны такое "экономное" мышление содержит ряд опасностей и ловушек...

- Происходят глубокие сдвиги в социальной психологии. Человеческая потребность в причастности к большим группам достигает в ситуации войны максимальной интенсивности. С упрощением ценностных различений усиливается коллективная эмоциональность.

Исключения из коллективных эмоций, отклонения от социальных переживаний рассматриваются как патологии и тут же оцениваются как опасные и морально порочные. Идеал, это когда все чувствуют "как один", переживают "как один". Это уже вопросы идентичности и лояльности. Мои чувства мне уже не принадлежат.

Все ненавидят то же самое. Всех объединяет чувство гнева к тому же самому. Все сочувствуют и сострадают примерно тому же самому. И все хотят примерно того же. Это высшие фазы эмоционального объединения. Это очень сильные эмоциональные состояния. И здесь также есть свои опасности и ловушки. Есть опасность коллективной нечувствительности к тем явлениям и фактам (в том числе и моральным фактам), которые не вкладываются в чётко очерченные объекты ненависти, гнева или сострадания.

За объектами коллективной ненависти, гнева, сострадания и любви легко не заметить и упустить из виду отдельную личность. Хрупкую, уязвимую, растерянную, страдающую... Но это живая личность, не подпадающая под бодрые универсалии, не исчещающая без остатка в чётко расчерченных объектах социальных чувств и эмоций.

Выходить из режима социальной эмоциональности и общих чувств будет очень непросто. Это болезненный возврат к индивидуальному существованию. Он может происходить постепенно, а может случиться внезапно. Подавленная и вытесненная индивидуальность будет испытывать сложные эмоции. Когда каждый из нас будет стыдиться своих "индивидуальных" чувств и будет спрашивать себя: а хорошо ли, допустимо ли, морально ли иметь "свои" эмоции и чувства? Нет ли в этом предательства и морального греха?

Ведь мы долго чувствовали и переживали вместе. В этом состоял наш вклад в общее дело. Это было частью общественного служения. Как же мне возвращаться к "себе", в свое одиночество и интимность? Как мне вообще теперь жить ОДНОМУ? После всеобщей эмоциональной мобилизации нас ожидает непростой опыт привыкания к личностной автономии, к самобытному существованию.

Это же касается и мышления, и моральных оценок. Когда придётся "усложняться" и вновь переходить от чёрно-белого мира к цветному.

Зачем я об этом говорю сейчас? Чтобы не закрывать в себе окна личностного бытия. Чтобы не впадать в привычку инструментализировать идеи и ценности. Чтобы не объективировать и не отчуждать свои чувства и эмоции. Чтобы не превращать личности в объекты и вещи.

Есть враг, который напал на нашу страну. И врага необходимо сломить, чтобы одержать победу. Есть военные преступления, которые вызывают праведный гнев. Есть стойкость и мужество, которые вызывают гордость и восхищение.

Но ни в коем случае нельзя позволять гневу и ненависти переливаться через край и затмевать наш разум и чувства. Очень опасно впадать в чрезмерные обобщения и видеть истоки политики Кремля в Пушкине и Достоевском, в Рахманинове и Булгакове. Тогда и Сковороде придётся "отвечать" (ведь он воспитал целую плеяду представителей имперской элиты), и Вернадскому. И не только им... Далеко не только им...

Очень соблазнительно возлагать ответственность на народы и культуры. Так понятнее. Это хорошо укладывается в контекст интеллектуальной и эмоциональной мобилизации. Но в чём тут опасность? Можно потерять понимание личной ответственности. Так можно утратить интеллектуальную и ценностную чёткость и определённость. И при такой размытости границ и условности различений можно утратить в себе человечность. А за ней и образ Божий...

Если мы действительно считаем, что выступаем на стороне добра и правды, не стоит забывать о таких вещах. Мы защищаем свободы от тоталитарной тирании. Мы выступаем за власть и ценности личности против произвола  покорной и раболепной толпы. Мы хотим защитить своё право оставаться свободным народом и строить свободную страну. И поэтому особенно важно не переходить на тёмную сторону и не забывать в чем наши ценности. И ради чего мы хотим победить...

Comments

Марія Липич

Ми молимось за ворогів наших, щоб Бог дав їм благословення, нас так вчить священник, але це означає що благословення, благо для них суд Божий, суд для них благо, як писав Боецій, - для незрячого невігластва суд є благом.