Дневник философа. 14.05.21. Протестантские истоки расизма (Patreon)
Content
6 лет назад, готовясь к лекции о философии Вагнера и ее влиянии на Гитлера, я впервые начал пересматривать и заново изучать истоки расизма и расовых теорий. Первой неожиданностью для меня тогда стало то, что расовые теории изобрели французские аристократы и английские джентльмены. Не Гитлер с Розенбергом. Идеологи нацизма - это ученики, а не учителя. Ученики, которые "пошли до конца" в воплощении идей своих заграничных профессоров. Далее, изучая историю науки, я увидел, что расизм претендовал на роль строго научной теории. Расизм - дитя новых наук второй половины XIX: антропологии, психологии, истории (в ее академической версии), биологии и социологии. Здесь стоит упомянуть четырехтомник французского аристократа графа Артюра де Гобино "Трактат о неравенстве человеческих рас" (1853 - 1855). Стоит заметить, что свои идеи Гобино сознательно формулировал в пику главным философским трендам просветителей XVIII века, которые выдвигали теории изначального равенства людей. Гобино говорит: нет, люди не равны. И это научный факт. Господство белой расы научно обосновано. Гобино выводит на интеллектуальную сцену "нордического человека". В Британии его идеи упали на благодатную почву. И с конца XIX века именно в Британии расовые теории пользовались непререкаемым авторитетом. Пик влияниях этих идей пришелся на 20-е - 30-е годы. И если бы не национал-социализм, эти идеи, возможно, не скоро сошли бы со сцены.
И вот, на днях перечитывая введение к "Постижению истории" Тойнби (книга появилась в русском переводе в 1991 году и на первом курсе университета я особенно внимательно ее читал), я поймал себя на мысли, что 30 лет назад упустил много важного. На с.96 Тойнби пишет: "Расовое чувство, которое на Западе исходило в основном от западных поселенцев за границей, имеет также религиозные основания в тех слоях, которые придерживаются протестантского вероучения". "Это было большим несчастьем для человечества". "Среди англоязычных протестантов до сих пор (Тойнби пишет эти строки в 1934 году - А.Б.) можно встретить "фундаменталистов", продолжающих верить в то, что они избранники Господни".
Далее он пишет, что идеи Гобино и расовые теории проникли в США и пустили там глубокие корни. Как вы знаете, я не сторонник BLM и новейших идеологических трендов. Напротив, я их самый непримиримый критик. Мне здесь важно указать на другое. Избранничество англо-саксов, осознание лидерами США своей вселенской "миссии", - все это основано не только на идеях прав человека и теории фундаментальных свобод (как это пытались представить после 1945 года). И то, что именно протестантизм (в своих различных версиях) сыграл здесь свою важную роль, тоже весьма неожиданно. Когда протестанты в XVII веке создавали "черную легенду" об Испании (как Лютер веком ранее - о Риме), Британия превращалась в самую мощную колониальную империю. А начиная со второй половины XIX века, многие британские (а потом и американские) интеллектуалы страстно увлеклись расовыми теориями, оправдывающими самые жестокие колониальные практики. Опять таки, на "строго научных" основаниях.
Это не моральная оценка с моей стороны. И не критика англосаксонской идеи богоизбранности. Это предложение мыслить сложнее и понимать подлинную природу многих современных явлений...