Home Artists Posts Import Register

Content

Путешествие первое — Брюссель (2012)

Тот, кто путешествует по Бельгии, открывает для себя простую и неожиданную истину: здесь совершалась не история императоров и пап, не история великих событий и деяний, а скромная история людей. Эти люди здесь молились, занимались ремеслами, решали насущные вопросы своих трудовых союзов и городов. Но все это исполнено такого достоинства и самоуважения, что поневоле начинаешь считать занятия лодочников, портных или мясников чем-то похожим на  священнодействия.  То, что Юлий Цезарь назвал «Галлией Бельгикой», своей новой провинцией, условно обозначало территорию проживания белгов (племя кельтского происхождения). Уже с III-IV веков здесь поселились германские племена франков, фризов и саксов (именно они образовали народность фламандцев, а потомки кельтов – народность валлонов). Бельгийские земли развивались в пестром сообществе небольших государственных образований: герцогство Брабант, графство Фландрия, Эно, Намюр, Лимбург, Люксембург, епископства Льежа и Турне. Только с конца XV века эти земли вступают в брачные и вынужденные союзы с империей Габсбургов, с наполеоновской Францией и навязанный Венским конгрессом недолгий союз с Голландией. Давление голландского короля Вильгельма привело к революции и образованию в 1831 году независимого Бельгийского королевства.

Удивительно, но именно здесь революция и католическая идея оказались совместимыми понятиями!  Не менее интересно, что первый король Бельгии Леопольд Саксен-Кобургский (Леопольд I) большую часть жизни провел в России и принимал участие в битвах при Аустерлице, под Гейльсбергом и Фридландом. В компании 1812-13 годов он – командир лейб-гвардейского Кирасирского полка, отличившийся в битве под Кульмом и в Лейпцигском сражении. С портрета, выставленного в Военной галерее Зимнего дворца, на нас смотрит молодой русский генерал, за спиной которого уже 26 лет военной службы. Нынешний монарх Бельгийского королевства Альберт II  всего-навсего шестой король в истории страны. Мы привыкли видеть в королях живое воплощение старых и добрых традиций, а в Бельгии король – воплощение духа революции и Модерна! Правда, необычно?

Бельгийская история – это история местного самоуправления. Тому правдивый свидетель – Большая площадь в Брюсселе (Grand Place или Grote Markt). Ее считают одной из самых красивых площадей Европы, но что на ней размещено? Городская ратуша с готическим шпилем, который увенчивает архангел Михаил и дома цеховых корпораций (Лебедь мясников, Золотой баркас портных, Рожок лодочников). В «Доме короля»   никогда не жил король (здесь только собирали налоги от его имени). В доме, который называется «Король Испании» с самого начала обосновалась гильдия булочников, а в Доме герцогов Брабантских   размещались корпорации мельников и плотников. Короли и герцоги были здесь больше символами власти. Реальная же власть принадлежала вот этим корпорациям и их представителям. Когда смотришь на коллективные портреты представителей этих цеховых гильдий, то видишь лица настоящих герцогов и королей, поэтов и философов. Удивительно! Вот что такое Европа! Умение управлять собственным городом, умение принимать общие решения, искусство переговоров и способность к компромиссам. Главные  символы такой общественной жизни – совещательные залы, судебные палаты и меры весов. Это и есть, вместе с церковными соборами, главные здания старых городских центров: Ратуша, здание суда и здание весов. Все они по-разному воплощают идею правильной меры: отмеренного политического решения, справедливого судебного вердикта и точно взвешенного товара, который выставляется на центральной рыночной площади. Это поэзия меры и взвешенности!

Если свернуть с Большой площади, то попадаешь на узкие улочки квартала «Священный островок». Здесь царствует бельгийская кухня, мы в самом сердце столицы морепродуктов. Дары моря выставлены прямо в ящиках перед магазинчиками. По этим улочкам нельзя пройтись просто так – радушные хозяева ресторанчиков обязательно упросят тебя зайти и попробовать их коронные блюда. Не нужно сопротивляться! Тебя приглашают не просто на банальный обед или ужин. Ты получишь то, что нельзя купить за деньги – l’art pour l’art. Вот за соседний столик уселись две юные девы. Они заказали две кастрюльки черно-ракушечных мидий, два бокала вина и кофе. Дамы что-то увлеченно и весело обсуждают. Курят. Потом расплачиваются и уходят. Все это совершается с видимостью устоявшегося порядка. Выпутавшись из лабиринта улочек Островка, изучив яркие витрины галереи Святого Юбера (открытыми все тем же Леопольдом I), мы выйдем к Центральному вокзалу и попадем в другую часть города. Перед нами откроются строгие силуэты Королевского квартала: Королевская площадь с церковью Святого Якова и памятником Годфриду Бульонскому (королю Иерусалимскому, главе первого крестового похода в Святую Землю). Направо идет Rue de la Régenceс Музеями искусств, готической церковью Нотр Дам дю Саблон и Садом Эгмонта с его 48 бронзовыми статуями и величественным памятником графам Эгмонту и 

Хорну. В конце этой удивительной улицы возвышается Дворец правосудия со статуями милосердия, правосудия, силы и законности по углам внушительного здания. Эти богини не живут в наших краях. Возле Дворца правосудия находится площадь со стелой (в память погибших в 1-й мировой войне) и смотровая площадка, с которой виден старый город внизу и громады собора Кукельберг вдали. Если же от Королевской площади повернуть влево, то мы окажемся возле Королевского дворца и Брюссельского парка. Через дорогу от Королевского дворца расположен Дворец академий. А по другую сторону парка, вдоль Rue de la Loi (улицы Закона), тянется Дворец наций (здесь находится бельгийский

парламент). Как видим Королевский квартал – это квартал дворцов, в центре которого – сад во французском стиле. Если герои парка Егмонта – представители цеховых и ремесленных корпораций (со своими рабочими инструментами в руках), то хранители Брюссельского парка – римские императоры (еще одно подтверждение римского истока политической власти). Королевский квартал с дворцами и музеями в классическом стиле переходит далее в стеклобетонный Европейский квартал с жесткими и безжалостными очертаниями административных зданий. Вечерняя прогулка даст хорошую возможность заглянуть в светящиеся глаза-окна многоэтажных монстров и посочувствовать (или позавидовать – это уж как кому нравится) тысячам трудолюбивых узников этой самой большой в Европе корпорации – корпорации офисных чиновников Европейского Союза.

 Но вот улица Закона приводит нас к площади Шумана, и стеклобетонные джунгли расступаются перед зеленым царством Парка Пятидесятилетия. Здесь хорошо прогуливаться по утрам. Многие совершаютспортивные пробежки. Вот группа людей медитирует, сидя на солнечной лужайке, а там группа девушек тренирует мальчишек-скаутов – нужно убежать и не попасть в руки быстрых и цепких преследовательниц. В глубине парка расположены Музеи Армии и Авиации. Величественная Триумфальная арка возвещает пятидесятилетний юбилей бельгийской независимости (хотя три арочных свода были сооружены гораздо позже – в 1905 году).   

Эти парковые прогулки (вместе с посещением сквера Марии-Луизы и парка Леопольда – с их озерами и множеством птиц разных мастей) одаривают ни с чем несравнимым спокойствием и умиротворением. Вот чего не хватает киевским паркам, впрочем, — как и всей нашей жизни.

 Андрей Баумейстер

(продолжение следует)

Comments

Kostyantyn Churikov

Спасибо, очень интересно.