Home Artists Posts Import Register

Content

Нужно ли забивать голову бесполезной информацией или для чего нам нужны исторические даты?

За последние лет тридцать я часто встречал высоколобых интеллектуалов, которые оправдывали надвигающееся невежество и варварство с каким-то почти восторгом, «во имя прогресса». Молодые люди стали меньше читать? Да просто на смену нудным книжным червям приходят светлые поколения визуалов. Студенты считают, что эпоха Просвещения была в десятом веке, а Декарт вдохновенно творил в девятнадцатом? Да зачем им эти ненужные даты, эпохи, вместе с Просвещением и Декартами-Паскалями! Не забивайте молодым людям головы бесполезной информацией! И вообще, даты и имена можно подсмотреть в интернете. Пусть молодые люди помнят то, что им важно и интересуются тем, что им полезно. Но неужели грамотно говорить и писать, знать даты, имена и названия книг (хотя бы названия!), — действительно не важно?

Положительный ответ на это вопрос в последние десятилетия стал постепенно становиться общим местом в силу своей очевидности. Но тут пришли представители когнитивных наук и начали все портить. Оказывается, не читая книги, воспринимая только визуальные сюжеты, человек глупеет, становится беззащитным перед манипуляциями, ему труднее собрать реальность в единое целое из разрозненных фрагментов. Ведь что такое чтение? Это декодирование абстрактных символов с целью извлечения целостного и конкретного смысла. Это искусство освоения текстуального пространства для порождения понимания. А что такое расположение событий по эпохам и датам? Это помещение человеческих деяний в порядок истории, в сеть причинно-следственных отношений. Если мы не включаем события в исторический контекст, мы лишаем их всякого значения. Случилось, ну и случилось. А когда и зачем, — о том не ведаем и ведать не желаем. Он или я что-то сказали. Для чего, с какими намерениями, какой в этом смысл? Не знаем, какая разница! Просто прикольно было поболтать. Но представьте, что ваш день утратил всякий порядок и последовательность. Что ваши фразы утратили всякий смысл. Что продвигаясь по улицам города или по тропинкам парка, вы утратили ориентиры. Выйдя из дома на улицу, вы забыли куда и с какой целью идете.

Не вписывая себя в исторические повествования, мы лишаем смысла все, что мы делаем, обесцениваем все наши цели и замыслы. Конечно, наше понимание может меняться, наши оценки эпох и событий могут кардинальном образом пересматриваться. Но эти изменения и пересмотры, в свою очередь, возможны только в истории. Мы же пересматриваем многое в своей жизни, наше понимание самих себя постоянно открыто для изменений. Но все это при условии, что есть что понимать и оценивать, что есть система координат…

Так что знание исторических дат и последовательность исторических событий, — вещь далеко не праздная. Историческое беспамятство выбрасывает нас из истории в чистую биологию, причем в ее самых патологических формах.
Все просто: читайте книги, размышляйте. Но самое главное — учите исторические даты и запоминайте последовательность исторических событий. Иначе в один прекрасный день выйдя из дому, пройдясь по соседним улицам, вы забудете и куда идете, и где ваш дом…

Comments

MELNIK OKSANA

Все, что Вы, Андрей Олегович, написали, прохожу на собственном опыте. Раньше была воплощением тех отрицательных примеров, которые вы привели. В один из моментов жизни ко мне попала книга С. Цвейга "Вчерашний мир. Воспоминания европейца" . Нехотя и от скуки начала ее читать - долгая поездка прошла незаметно. После выхожу на станции, и понимаю с удивлением - что-то изменилось, появилось внутреннее ощущение причастности к миру, его жизни, причинно-следственным связям. Последующее изучение основных вех истории и попытки понять, как после них изменился мир - выстроило более цельную и объемную картину мира, появилась требовательность к качеству информации, начались путешествия со смыслом. Спокойное и вдумчивое самообразование - сокровище нашей жизни (извините за пафос)

Jevhen Kyselov

Андрей Олегович, не посоветуйте ли книгу по истории Европы которая большими мазками моглаб ввести в историю второго тысячелетия. Такая что б смогла стать базисом для нанизывания деталей об этих событиях. Именно история Европы. Хочется начать выстраивать виденье того что было на самом деле, без просветительской пропоганды и искажений, которой насыщены многие источники (такие как Википедия).