Home Artists Posts Import Register

Downloads

Content

Вчера посетил Берлинскую филармонию. Выступал оркестр Бостонской филармонии (Youth Orchestra). Дирижировал Бенджамин Зандер.

В первой части исполнялся концерт Роберта Шумана для виолончели с оркестром a-Moll op.129. С необыкновенным виолончелистом Златомиром Фангом. Он - американец с китайско-болгарскими корнями. Начал играть на виолончели в три года (!). Кроме музыки (а к своим 24 годам он уже - состоявшаяся звезда и обладатель ряда самых престижных премий) Фанг увлекается шахматами, чтением, кино и креативным писательством (так сказано в программке).

Его игру я описывать не буду, так как, не будучи музыкальным критиком, не обладаю достаточным запасом слов.

Вот, к примеру, он исполняет Баха: https://youtu.be/Q590B08AFSs?si=zk6n8q6m84TpTWTq

Во второй части исполнялась Пятая симфония Густава Малера.

О симфонии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Симфони№5_(Малер) 

Перед ее исполнением дирижер Бенджамин Зандер произнес небольшую речь. Я ее записал. Вы можете ее послушать.

Кстати, Малера, как и других выдающихся музыкантов и художников, финансово поддерживал венский сталелитейный магнат Карл Витгенштейн, отец философа Людвига Витгенштейна.

https://de.wikipedia.org/wiki/Karl_Wittgenstein  

О Бенджамине Зандере я часто упоминаю в своих лекциях. В 2016 году в русском переводе вышла его книга "Искусство возможности. Как сыграть свою лучшую партию в карьере и жизни". Очень рекомендую для прочтения.

Вот мой любимый фрагмент из книги, но по поводу Девятой Симфонии:

"Скрипачке из моего оркестра удалось однажды обнаружить одну нехитрую штуку: если отбросить общепринятое мнение об ограниченности детских интересов и недостаточном уровне детского понимания, т. е. не принимать на веру никаких подобных предположений, может произойти чудо.

Бостонская филармония запланировала на осень выступление нашего оркестра с Девятой симфонией Малера. А поскольку эта музыка чрезвычайно сложна, я разослал кассеты с записью произведения каждому музыканту оркестра, чтобы за лето они поближе с ним познакомились. Одна из наших скрипачек, Анна Гупер, увезла с собой кассету на остров у побережья штата Мэн, где она отдыхала вместе с родственниками.

Как-то во время прослушивания кассеты пятилетняя Катрин, племянница Анны, спросила: «Тетя, а о чем эта музыка?» В ответ Анна принялась сочинять для маленькой девочки историю о грозном огнедышащем драконе и о прекрасной принцессе, томящейся в заколдованном замке. Сказка о принцессе и спасшем ее благородном рыцаре, придуманная и рассказанная Анной, уложилась ровно в 19 минут звучания симфонии.

Прошел день, и маленькой Катрин снова захотелось послушать музыку о прекрасной принцессе. Анна поставила кассету и, напоминая Катрин лишь ключевые моменты сюжетной линии, предоставила девочке возможность фантазировать самой.

Когда по просьбе Катрин симфония Малера зазвучала в третий раз, то, дослушав ее примерно до середины, девочка неожиданно спросила: «Тетя Анна, а о чем эта музыка на самом деле?»

Немало удивившись вопросу своей пятилетней племянницы, Анна принялась рассказывать ей подлинную историю композитора Густава Малера. Она поведала девочке о том, какой печальной была его жизнь, что семеро его братьев и сестер умерли в детстве от болезней, и потому гроб стал в их доме едва ли не предметом мебели. Анна рассказала об отце Малера, который много пил, был жесток со своим сыном и постоянно угрожал жене-калеке. Узнала Катрин и о том, что маленькая дочь Густава Малера умерла в четыре года и до конца своих дней он так и не смог смириться с этой потерей; что Малера вынудили оставить важную для него работу в Венском оперном театре из-за того, что он был евреем.

– И вот незадолго до написания этой симфонии, – продолжала свой рассказ Анна, – Малер узнал от врача, что у него слишком слабое сердце и что ему осталось жить совсем недолго. Тогда Малер решил проститься со всем на свете и оглянуться на свою жизнь. Вот почему его музыка столь грустна и финал произведения уходит в никуда. Это Малер изображает свою смерть, свой последний вздох – такими, какими он их увидел.

Анна попыталась объяснить Катрин, что Малер далеко не всегда был таким печальным; он любил природу, был отличным пловцом, ему очень нравилось ходить пешком. Он умел заразительно смеяться и страстно любил жизнь, и все это тоже слышно в его музыке наряду с печалью и гневом на свою неизлечимую болезнь, жестокость отца и беспомощность матери. Малер хотел, чтобы в симфонии нашла отражение вся его жизнь, и внимательный слушатель способен уловить все многообразие ее звучания. На следующий день Катрин подошла к Анне и сказала: «Тетя Анна, тетя Анна, давай послушаем сегодня музыку о том человеке». Разумеется, они послушали симфонию в тот день. И на следующий день тоже. Родители Катрин рассказывали, что в то лето их дочь слушала Девятую симфонию Малера около сотни раз. А в октябре они всей семьей отправились в Бостон, который находился в четырех часах езды от них, чтобы послушать Девятую симфонию Малера в исполнении нашего оркестра. Все наше выступление Катрин сидела с широко раскрытыми глазами. А позже она написала мне благодарственную открытку, смысл которой, в переводе на «взрослый» язык, состоял в следующем: «Бенджамину – с любовью от Катрин. Спасибо за Девятую Малера. Она мне очень понравилась»".

Как глубоко и трогательно, не правда ли?

Comments

Dr. Eleonora Shkolnik

Огромное спасибо за такую трогательную историю🙏 Как важно прислушиваться к детскому восприятию искусства- можно многому научится. Спасибо за ссылку - исполнение Баха прекрасно!🌹

Inna Larikova

Чудесная история, спасибо