Home Artists Posts Import Register

Content

Во вчерашнем выпуске Die Zeit (№24, 29.05.2024) опубликована большая статья ведущего немецкого социолога Андреаса Реквитца (Andreas Reckwitz) «Что теперь означает прогресс»?  

Ценность философских вопросов в том, что они с хирургическим мастерством взрезают толстый слой очевидностей. Можно ли сегодня заниматься политикой (имеются в виду западные страны), по-прежнему ориентируясь на идеал прогресса? Что вообще может означать прогресс как цель политики в XXI веке? И о каком прогрессе вообще идет речь? Больше свободы или больше равенства? Более высокий уровень благосостояния или более высокий уровень развития технологий? Усиление роли государства или усиление роли рынка?

Сама западная идея Модерна внутренне связана с идеей прогресса и с постоянным обещанием прогресса.             

Пик прогрессивистского оптимизма пришелся на период с конца 40-х – начала 70-х годов ХХ века. Это время называют «благословенным тридцатилетием».

В 90-х годах, в связи с глобализацией и дигитализацией, прогрессивистские ожидания переживали второй подъем.

Но сегодня западный мир вошел в другую фазу. Своей обременительной дани требует глобальный климатический кризис. Ослабевает вера в либеральную демократию и усиливается влияние популистов. Все хуже функционируют социальные инфраструктуры (от транспорта и здравоохранения до системы образования). Можно ли сегодня еще верить в прогресс?

Безусловно, говорит Реквитц, в отдельных сферах прогресс по-прежнему ощутим (например, в сфере развития искусственного интеллекта и в медицине). Но это, скорее, уже исключения, а не норма.

В XXI веке отношение к прогрессу уже иное, чем в XIX и XX веках. На иное отношение к прогрессу повлияли четыре фактора:

 

·      Отказ от веры в постоянное и автоматические развитие истории к лучшему;

·      Осознание уязвимости либеральной демократии;

·      Осознание того факта, что климатические изменения и логика развития западных обществ указывают на неизбежные потери и понижение уровня благосостояния в ближайшие десятилетия (проще говоря: дети будут жить хуже родителей);

·      Переоценка прошлого (прошлое - уже не то, что преодолевается на новом этапе прогресса, а то, что нужно сохранять и оберегать).

 

«Прогресс подразумевает сегодня уже не ожидание иного, лучшего будущего (как об этом мечтали великие утопии двух предыдущих веков). Скорее, прогресс понимается на данном этапе как исторически-достигнутый высокий уровень существования, который находится под угрозой стагнации и деградации».  

Иными словами, прогресс сегодня синонимичен консерватизму и «охранительству». Если вы, дорогие друзья, обратитесь к литературе и социально-политическим дискуссиям в Британской или Российской империях конца XIX века (это как пример), то вы заметите, как скверно звучало бы такое толкование прогресса для людей того времени. Я уже не говорю об идеологах коммунизма 20-х-30-х годов прошлого века.  

Но здесь нужно быть чувствительными к нюансам. Такой консервативно-охранительный образ современного прогресса важно отличать от классического консерватизма. Классический консерватизм видит свой идеал в до-модерном наследии (вспомните грезы поздних романтиков Викторианской эпохи, о которых я писал несколько месяцев назад). Их пророки – Уильям Моррис, Честертон и Толкин.

А современный консерватор-«прогрессивист» ориентирован на сохранение благословенного наследия Модерна. Собственно, мы видим два типа консерватизма, апеллирующих к различным наследственным завещаниям.

Как говорит в конце статьи Андреас Реквитц: «Быть прогрессивным означает сегодня сохранять и передавать будущим поколениям разрозненные остатки прогрессивистского наследия».

А как думаете вы? Выверите в прогресс? И что для вас означает прогресс?           

Files

Comments

Inna Larikova

Я стараюсь задумываться о прогрессе в контексте этического поля. Если происходит «расширение и углубление», «появление полутонов», (по речи буквально это слышно у человека, а по действиям - видно), значит прогресс состоялся. И будет продолжаться. Намерение человека крепнет в сторону светлую. Другими словами, форма и содержание должны соответствовать друг другу. Если форма улучшается, а качество содержимого в ней упорно стоит на месте, укрепляя грубый деструктивный эгоизм - то, к сожалению, пассаж не удался. Ждем следующей возможности :)

Dmytro Palamarchuk

Я думаю, что в будущем будут сложности с субъективным ощущением прогресса. Опыт прогресса прошлых поколений во многом был продиктован резким ростом массово производства "consumer goods", инженерная мысль справлялась с тем чтобы упростить и обеспечить очевидные сферы жизни, такие как питание, быт, транспорт. Не было автобуса, а теперь есть и всюду, микроволновка по цене ужина в ресторане, простые информационные сервисы и т.п. Рост Китая и его текущее состояние, это свидетельство этого процесса. Но, мне кажется, что в этой сфере, мы будем наблюдать стагнацию, большинство простых потребностей закрыто, и у индустрии нет очередного структурного прорыва, вот разве ИИ, может что то поменять, но это тоже инструмент эффективности. Проблема в том, что следующий виток прогресса, а именно, опыта ощущения прогресса, на мой взгляд, уже не возможен без участия самого человека. Прогрес, будет лежать в области качества жизни, а это уже о поведении человека, его привычках, вере, образованности и тп. Само наличие инструмента, или ресурса уже не помогает ощутить прогресс.