Home Artists Posts Import Register

Content

Сьюзан Стеббинг (1885-1943) - первая женщина, которая стала профессором философии в Великобритании. Случилось это в 1933 году. Всего 90 лет назад. В том же, 1933 году, она основала журнал Analysis. Этот журнал стал флагманом аналитической философии в англоязычном мире.

Самая знаменитая ее книга: Thinking to Some Purpose (1939). Меня часто спрашивают (когда я говорю о падении интеллектуального уровня у большинства людей): а когда же было по-другому? 

Мне легко ответить на этот вопрос: посмотрите на уровень радио-передач первой половины ХХ века. Или обратите внимание на уровень СМИ до 80-х годов прошлого века. Конечно, в тоталитарных системах была пропаганда (особенно в 20-е-30-е годы). 

Но я сейчас говорю об уровне подачи идей и фактов (прежде всего, в демократических государствах, но и не только в них). О том, на какого "среднего" читателя-слушателя-зрителя были ориентированы материалы СМИ. 

Например, книга Стеббинг родилась из серии радиопередач для ВВС (это вторая половина 30-х годов). А Тэтчер в своей автобиографии вспоминает, как. будучи школьницей, ездила с родителями в соседний город, чтобы слушать открытые лекции университетских профессоров (напомню, что ее отец - бакалейщик, а не профессор университета). 

Ссылка на PDF-версию книги Стеббинг:  

https://ia904706.us.archive.org/18/items/in.ernet.dli.2015.536606/2015.536606.Thinking-To.pdf 

Идеям Стеббинг много внимания уделил Майкл Бини (Michael Beaney) в своем кратком оксфордском введении "Аналитическая философия": 

https://global.oup.com/academic/product/analytic-philosophy-a-very-short-introduction-9780198778028?cc=de&lang=en& 

Вот несколько идей Сьюзан Стеббинг, которые сегодня более чем актуальны. 

"Сегодня чрезвычайно важно, чтобы граждане демократического государства хорошо мыслили. Совершенно недостаточно иметь свободу прессы или институты парламентаризма. Наши трудности отчасти связаны с нашей собственной глупостью, отчасти - с эксплуатацией этой глупости, а отчасти - с нашими собственными предрассудками и личными желаниями". 

"Некоторые формы неэффективного мышления возникают из нашего вполне естественного желания иметь надежные убеждения относительно сложных вопросов, когда нам необходимо предпринимать те или иные действия. Иногда мы слишком ленивы, иногда слишком заняты, а зачастую и слишком невежественны, чтобы подумать о том, что же содержится в утверждениях, которые мы так быстро готовы принять. 

Мы очень легко и быстро привыкаем к предельно сжатым утверждениям (compressed statements), которые избавляют нас от интеллектуальных усложнений (trouble of thinking). 

Так возникает то, что я называю "зауженным мышлением", "кастрюльным мышлением" (Potted Thinking - буквально: "мышление в горшке" - А.Б.). Эта метафора кажется мне удачной, потому что "кастрюльное мышление" очень легко усваивается, оно уже плотно упаковано (is concentrated in form) и потеряло все витамины, сущностно важные для ментального питания".

Тут Стеббинг долго объясняет, что не следует принимать метафору слишком буквально. Ведь выпекание мяса в горшке может быть приготовлением вкусного и полезного блюда. Хотя питательная ценность сваренного или запеченного мяса не эквивалентна питательной ценности свежего мяса, из которого приготовлено блюдо (как говорит Стеббинг). Кроме того, качественное блюдо должно быть приготовлено из свежего мяса и т.п.. 

Сейчас, когда холодильники и морозильные камеры давно стали обыденностью (а во времена Стеббинг они только входили в употребление), можно улучшить метафору Стеббинг. Например, говорить о блюде из мяса или рыбы глубокой разморозки и блюдо из свежего мяса или свежей рыбы. 

Но лучше говорить о фаст-фуде и хорошо приготовленной еде. Во всяком случае, непростое это дело, придумывать хорошую метафору)))! Но суть метафоры Стеббинг в целом ясна. 

Примечательно, что первая британская женщина-профессор философии прибегла к метафоре, связанной с кухней... Сегодня бы это тянуло на сексизм. Хотя, вопреки старо-немецкому принципу трех "К", лучшие шеф-повара мира, все-таки, мужчины. Вы же не обижайтесь на такое мое утверждение? Ведь это факт? По крайней мере, мне кажется, что это факт)) 

Но завершу цитату Стеббинг. 

"Мы не должны позволять нашим мыслительным привычкам закрывать наш разум (close our minds) и опираться на крылатые слова, чтобы избавить самих себя от мыслительных усилий (to save ourselves from the labour of thinking)".

Не правда ли, актуально?

Кстати, предложите свой вариант перевода Potted Thinking. Так, чтобы это выглядело и звучало как метафора.  Я пока использую рабочую версию "кастрюльное мышление". Можно еще: "фастфудное мышление". Но хочется найти лучший вариант.  

Files

Comments

jivegave

"Аппендицит". Пытаюсь понять является ли тот процес, без преувеличения, обиды, злости и т д., у приматов мышлением. Сначала у меня в голове всплыла аналогия с платонической любовью, мол нет в этом псевдомышлении никакой страсти, влечения, нет огня, космическогр притяжения к объекту своих щуств - нет, такого тут нет. Им мыслить тяжело, скучно, отвратительно. Каждая секунда приносит им невыносимую боль, словно восполившийся аппендицит, словно пытки десятками острых кинжалов. Такой вот специфичный атавизм.