Дневник философа. 21.04.2023. Пламя духовной медитации или сила повествования (Patreon)
Content
На днях я читал небольшую книжку о кризисе современном повествования (Byug-ChulHan. Die Krise der Narration). Интересные и близкие мне рассуждения.
Функция повествования (нарратива) всегда состояла в том, чтобы придавать жизни смысл и ориентацию. В принципе, в основании человеческой цивилизации лежат главные нарративы. Но сегодня мы переживаем кризис нарративов. Место повествований занимает практика storytelling. Но storytelling инструментализирует природу повествования, превращает его в товар.
Важно обратить внимание на противоположность повествования и информации. Вал информации создает дефицит смыслов. Наш мир перегружен информацией. Но при этом роль повествований отходит на задний план.
Мне иногда пишут в комментариях на канале: у вас много воды, слишком растянуто, все это можно рассказать за 5-10 минут. Люди привыкли к фрагментированному мышлению, к обрывкам, вырванным из контекста фразам, к броским заголовкам. Нет понимания того, что смысл может возникнуть именно в связном повествовании, в определенном контексте.
Наш мир стал похож на хаотическое нагромождение информации. Мы и реальность воспринимаем как информационные потоки, не замечая, что эти потоки можно направлять и «редактировать». Возникает благодатная почва для пропаганды и влияния на большие массы людей.
Но я сейчас хочу показать пример того, как повествование создает смыслы, которые нельзя передать с помощью информационных сообщений (например, в ленте новостей).
История, которую я сейчас расскажу, содержится в самом конце знаменитой книги Гершома Шолема «Иудейская мистика в ее главных направлениях».
Вот эта история.
«Если Баал-Шем (Баал-Шем-Тов, основатель хасидизма – А.Б.) собирался решать какую-то сложную проблему, он шел в лес (в определенное место), разжигал огонь, углублялся в мистическую медитацию и творил молитву. И тогда его намерения исполнялись, а проблема решалась.
Когда Магид из Межирича (одно поколение спустя) намеревался решать какую-то сложную проблему, он шел в то же самое место в лесу и говорил: «Разжечь огонь мы уже не сможем, но творить молитву вполне в наших силах». И тогда его намерения исполнялись, а проблема решалась.
Если же, еще одно поколение спустя, рабби Моше Лейб из Сасова намеревался решать какую-то сложную проблему, то он шел в лес и говорил: «Мы уже не можем разжечь огонь, мы уже не знаем тайных медитаций, которые оживляют молитву, но мы знаем место в лесу, где все это происходило. И этого вполне достаточно». И этого действительно было достаточно, чтобы решить проблему.
Но, опять же, еще одно поколение спустя, рабби Израэль из Ришина, собираясь решать сложную проблему, говорил: «Мы уже не можем разжечь огонь, мы не умеем творить молитву, и мы уже не знаем то место в лесу. Но мы можем рассказывать об этом истории». И, добавлял рассказчик, его повествования имели ту же силу, что и деяния упомянутых в истории раввинов».
Вот такое повествование. О чем оно? Как можно кратко передать его смысл? Может вы попробуете это сделать в комментариях?
Но так или иначе, ясно одно: даже если можно передать эту историю несколькими краткими фразами, они не заменят само повествование. Это будет только тень повествования. Глубоко понять смысл сообщаемого можно только в том случае, если будет рассказана вся история, от начала до конца…
В дополнение, сведения об упомянутых персонажах.
Баал-Шем-Тов (1698-1760, основатель хасидизма. Много странствовал. Умер в Меджибоже (Летичевский район, Хмельницкая область современной Украины): https://ru.wikipedia.org/wiki/Баал-Шем-Тов
Магид из Межирича (1704-1772), с 1760 года, после смерти Баал-Шема, глава хасидизма. Родился в Лукаче возле Ровно (Ровенская область современной Украины), а умер в Аннополе (Ганнопіль) (Шепетовский район Хмельницкой области современной Украины): https://ru.wikipedia.org/wiki/Дов-Бер_из_Межерича
Рабби Моше-Лейб Эрблих из Сасова (1745-1807). Родился в Бродах, умер в Сасове (Золочевский район, Львовская область современной Украины).
О нем:
https://uk.wikipedia.org/wiki/Моше-Лейб_Ербліх
О хасидизме: https://ru.wikipedia.org/wiki/Хасидизм
Гершом Шолем (1897-1982) – философ, историк религии и мистик (каббалист). Изучал математику, философию и иврит в Берлинском университете. Общался с Мартином Бубером, Вальтером Беньямином, Готлобом Фреге, Хаимом Бяликом.
Его идеи оказали влияние на Борхеса, Умберто Эко, на Жака Дерриду и Харольда Блума.